Ограничения на применение западного оружия по территории России сделали «Ланцеты» одной из основных угроз для ВСУ на харьковском направлении
С момента начала российского наступления на новом, харьковском, направлении барражирующие боеприпасы ZALA «Ланцет» стали одним из главных средств поражения техники ВСУ на этом участке фронта. Пророссийские телеграм-каналы активно публикуют видео с попаданиями БПЛА этого типа по различным видам техники ВСУ, прежде всего по артиллерийским системам.
Так, согласно подсчётам OSINT-аналитика Naalsio, на 28 мая на харьковском направлении были повреждены или уничтожены 29 единиц техники, как минимум 16 из которых стали жертвами «Ланцетов». При этом 12 из них — это ствольная артиллерия и РСЗО. Помимо подсчитанных Naalsio потерь, мы обнаружили ещё 15 видео с атаками «Ланцетов», геолоцированными на харьковском направлении. И вновь из 17 попавших на видео целей девять оказались установками залпового огня и ствольной артиллерией.
Активное применение «Ланцетов» после начала майского наступления подтверждается и статистикой пророссийского портала LostArmour, занимающегося подсчётом известных случаев применения этого вида БПЛА. По данным LostArmour на 29 мая, за ещё не истёкший месяц зафиксировано 285 атак с использованием «Ланцетов», что уже является рекордным показателем — предыдущий был установлен в марте 2024 года, когда проект насчитал 178 эпизодов применения барражирующего боеприпаса. Очевидно, до конца месяца разрыв ещё больше увеличится. Такой рост говорит как о возрастающих возможностях российского ВПК (как минимум в этой области), так и об особенно благоприятных условиях применения «Ланцетов», сложившихся на харьковском направлении.
На наш взгляд, столь массовое уничтожение артсистем и другой техники, серьёзно подрывающее возможности ВСУ на этом направлении, стало возможным по двум причинам. Одна из них связана непосредственно с театром военных действий: в условиях относительно слабо развитой дорожной сети в достаточно компактном районе на севере Харьковской области, где сейчас разворачиваются боевые действия, ВС РФ имеют возможность держать под постоянным наблюдением разведывательных БПЛА большинство (если не все) маршрутов движения техники. А в случае обнаружения цели, для её поражения с приграничной территории Белгородской области запускается барражирующий боеприпас. В таких условиях экипажам боевых машин крайне сложно избежать обнаружения и поражения (1, 2).
Вторая причина, которая, в отличие от дорожной сети, может быть устранена, — запрет США и ряда других союзников на использование поставляемого ими высокоточного оружия для ударов по целям на территории России. Вследствие этого запрета ВСУ оказываются ограничены в выборе огневых средств и вынуждены использовать для поражения целей на территории агрессора, прежде всего в рамках контрбатарейной борьбы, собственные артиллерийские системы, перемещая их ближе к линии фронта и, тем самым, подставляя под удар «Ланцетов» (1, 2).
Данная ситуация усугубляется ещё и тем, что в отсутствие угрозы применения ВСУ дальнобойных высокоточных систем, таких как GMLRS, активно используемых Украиной для уничтожения вражеских расчётов БПЛА на других участках фронта (1, 2, 3, 4), российские операторы беспилотников, находящиеся в Белгородской области, чувствуют себя намного свободнее. В отсутствие опасности попасть под удар HIMARS они могут безнаказанно осуществлять запуски дронов практически с границы. Таким образом, находясь ближе к линии фронта, операторы дронов существенно сокращают время от обнаружения до поражения цели. Более того, при пониженных рисках поражения высокоточным оружием они могут реже менять позиции, что дополнительно повышает их эффективность.
Сложившаяся ситуация в очередной раз подчёркивает важность снятия, на наш взгляд, ничем рационально не обусловленного ограничения на применение поставляемого союзниками высокоточного дальнобойного оружия по целям на территории РФ. Об этом в последнее время говорят как украинские официальные лица, в том числе президент Зеленский, так и представители западного истеблишмента, включая генсека НАТО Йенса Столтенберга и, по информации источников NYT, госсекретаря США Энтони Блинкена. Одновременно с этим власти Великобритании в лице министра иностранных дел Дэвида Кэмерона фактически дали зелёный свет на применение поставляемых Соединённым Королевством вооружений (в первую очередь, конечно, крылатых ракет Storm Shadow) по целям на территории РФ. На описанную нами выше проблему и необходимость скорейшего снятия запрета также обращают внимание как известные военные аналитики, в частности, Роб Ли, так и действующие военнослужащие ВСУ, например, пишущий в Twitter под ником Kriegsforscher морпех из подразделения аэроразведки.
Начавшийся с российским наступлением в Харьковской области новый виток обсуждений вопроса снятия запрета на применение высокоточного оружия по целям на территории России и статус спикеров, его поднимающих, позволяют надеяться на то, что в обозримом будущем вопрос будет решён положительно. В условиях текущего перевеса ВС РФ в средствах ведения боевых действий только максимально эффективное использование доступных ВСУ вооружений позволит наносить противнику уровень ущерба, необходимый для сохранения возможности перехода в 2025 году к активным действиям по освобождению оккупированных территорий.