Второй месяц подряд CIT фиксирует максимальное число жертв среди мирного населения с января 2024 года
По подсчётам команды волонтёров CIT, публикуемым в «Сводках по обстрелам гражданской инфраструктуры», за июнь 2025 года в результате ударов и обстрелов по обе стороны от линии фронта погибли не менее 282 человек, ещё как минимум 1972 мирных жителя получили ранения различной степени тяжести. Эти показатели оказались максимальными начиная с января 2024 года, когда мы запустили наш мониторинговый проект. Однако в июле ситуация лишь усугубилась — за месяц лишились жизни 335 человек, что почти на 19% больше, чем месяцем ранее. Пострадали 2228 мирных жителей, здесь рост составил 13%.
Рост числа жертв среди мирного населения в летний период мы наблюдали и в прошлом году, однако масштаб эскалации в 2025 значительно выше. По сравнению с аналогичным периодом годом ранее, за два летних месяца количество погибших возросло на четверть (25%), а пострадавших — почти на треть (30%).
Как видно из диаграммы выше, единственным месяцем, когда наблюдался спад в ударах по гражданскому населению, стал май — период, на который пришлось предложенное Владимиром Путиным «прекращение огня» на время празднований 9 Мая. Хотя это перемирие внесло свой вклад, как мы покажем ниже, главным фактором стало сокращение воздушных ударов по украинским городам. Вероятно, спад был связан с активной фазой переговорного процесса и возобновлением встреч в «Стамбульском формате». В этих условиях Россия предпочла воздержаться от масштабных воздушных ударов, сопровождающихся большим числом погибших и пострадавших, с тем, чтобы продемонстрировать администрации Трампа свою «миролюбивую» позицию. Но поскольку переговоры или их имитация, как многие и ожидали, ни к чему не привели, в июне ВС РФ увеличили масштаб атак, ещё больше нарастив их в июле. В заключительный день месяца был нанесён удар по Киеву, унёсший жизни 31 человека, в том числе пятерых детей. Ещё 159 мирных жителей получили ранения. Также в июле было зафиксировано максимальное число применённых Россией ударных БПЛА типа Shahed/«Герань» и их имитаторов — 6298 штук.
Важно в очередной раз напомнить, что в результате неизбирательного применения силы страдает в разы больше мирных жителей, находящихся на неоккупированной территории Украины, чем на оккупированных территориях или в РФ. За исключением мая и июля наблюдается устойчивый тренд на увеличение доли жертв, находившихся на контролируемых Киевом территориях. За два летних месяца 4 из 5 погибших или пострадавших попали под атаку именно на этих территориях.
Именно рост числа погибших и пострадавших на подконтрольных официальным властям Украины территориях вносит основной вклад в наблюдаемую нами общую картину. На протяжении 2025 года количество жертв на оккупированных территориях практически не меняется, находясь на уровне около 200 погибших и пострадавших в месяц. На территории РФ мы наблюдали поступательный рост количества жертв с января по май, небольшое снижение в июне и практически двукратный скачок в июле. Вероятно, это связано с интенсификацией кампании воздушных атак с применением БПЛА по военным производствам, объектам ТЭК и транспортной инфраструктуры в глубоком российском тылу. Хотя мы не учитываем погибших и пострадавших при атаках на легитимные цели и с соблюдением всех необходимых мер предосторожности (соразмерность в выборе вооружения, время нанесения удара), большее число атак неизбежно ведёт к увеличению количества погибших и раненых вследствие падения сбитых и подавленных РЭБ беспилотников. Нельзя однако не упомянуть и другой аспект, вносящий значительный вклад в это число — атаки с помощью малых беспилотников на приграничных территориях. Особенно от подобных атак страдает Белгородская область, где в некоторые дни число погибших и пострадавших превышает (1, 2) аналогичные показатели в Херсоне — городе, неизменно ассоциирующимся с кампанией воздушного террора против мирных жителей, осуществляемой с помощью БПЛА. Мы, как и многие другие, ранее подробно описывали происходящее на правобережье Днепра. С тех пор ситуация там не улучшилась. Независимо от стороны, проводящей подобные атаки, практика ударов оснащёнными камерами беспилотниками по заведомо мирным целям является очевидным военным преступлением и должна быть прекращена. Жители как Херсона и Белгородской области, так и любых других территорий, должны быть защищены от таких атак.
Как мы говорили выше, рост числа погибших и пострадавших прежде всего обусловлен интенсификацией российских ударов по украинским городам с применением ракет и беспилотников, которые мы наблюдаем в течение года. Их пик пришёлся на июнь, когда от этих видов вооружений погибли 160 человек и ещё 1338 получили ранения. В июле смертоносность воздушных атак несколько спала (несмотря на увеличение числа применённых «Гераней»). За последний месяц на неоккупированных территориях от ракет и БПЛА погибли 150 мирных жителей, ещё 1180 получили ранения. Тем не менее, это больше, чем погибло и пострадало в апреле, когда были осуществлены кровавые удары по детской площадке в Кривом Роге и по центру Сум.
На фоне роста производства дальнобойных средств воздушного поражения, произошедшего в РФ в течение последнего года, а также очевидного нежелания России вступать в реальные переговоры, ожидать сокращения масштаба ударов по украинским городам не приходится. Также сомнительным выглядит избирательность и соразмерность в выборе целей для атак и применяемых вооружений. В таких условиях только поставка дополнительных систем ПВО, а также разработка эффективных и недорогих средств противодействия ударным БПЛА типа «Герань» может существенно сократить число жертв среди мирного населения Украины.