Волонтёрская сводка по мобилизации в РФ за 3–5 февраля 2026 года
Набор в армию
В Липецкой области выплату за подписание контракта для участия в войне увеличили с 600 000 до 1 млн рублей, а при поступлении на службу в войска беспилотных систем — до 1,5 млн руб. Кроме того, губернатор Игорь Артамонов поручил муниципалитетам обеспечить собственную доплату в размере не менее 600 000 рублей. Таким образом, с учётом федеральной доплаты в 400 000, теперь за обычный контракт новобранец получит 2 млн, а за службу в войсках беспилотных систем — 2,5 млн рублей.
В двух городах Оренбургской области, Оренбурге и Бузулуке, ввели дополнительные муниципальные выплаты в размере 700 000 рублей при подписании контракта. Выплата не распространяется на срочников и мобилизованных, а также на тех, в отношении кого ведётся уголовное дело или исполнительное производство. Выплата от региона составляет 1 млн рублей, а с учётом доплаты от федерального центра общая сумма достигает 2,1 млн.
Из судебного решения, опубликованного правозащитниками из «Школы призывника», стало известно, что вербовка призывников на контракт ведётся по прямому указанию Минобороны. В прошлом году срочник из Алтайского края под уговорами подписал контракт уже на следующий день после призыва, он попал на фронт и получил там ранение. Военный подал иск, желая расторгнуть контракт, потому что не понимал правовых последствий подписания документа. Но суд в иске отказал, сославшись на телеграмму ВРИО начальника штаба Центрального военного округа, обязывающую «в целях организации работы по целенаправленному отбору кандидатов на военную службу по контракту из числа призывников» назначать агитационные группы и направлять их на сборные пункты, где до отправки в части находятся срочники. От военкома Алтайского края штаб потребовал допустить агитаторов на сборный пункт и организовать проведение вербовочных мероприятий. Хотя телеграмма относится к весеннему призыву 2025 года, поступающие к правозащитникам обращения позволяют предположить, что аналогичная практика применяется и сейчас. Так, недавно сообщалось о массовой вербовке призывников после физического и психологического давления во время их поездки к местам службы на Дальнем Востоке. После подачи жалоб родителями, Минобороны заявило о начале проверки, но как отмечает юрист «Школы призывника» Тимофей Васькин, единственное, что интересовало проверяющих, это не давление на срочников, а откуда у них оказались смартфоны для записи и публикации видеороликов о нарушениях.
В Тюмени 5 февраля силовики провели антимигрантский рейд, в ходе которого выявили 72 человек, получивших гражданство РФ, но не вставших на воинский учёт, из них 37 — призывного возраста. Всех мужчин доставили в военкомат для прохождения «допризывных мероприятий».
Мобилизованные, контрактники и срочники
Между Россией и Украиной прошёл обмен военнопленными по формуле «157 на 157» — о нём договорились на второй день переговоров в Абу-Даби. Помимо этого, в рамках обмена в Россию вернулись трое жителей Курской области. Из 157 вернувшихся домой украинцев 139 попали в плен в 2022 году, в том числе 18 защитников «Азовстали». В Россию в рамках обмена вернулся ранее судимый военнослужащий «Ахмата» Роман Бибулатов — в 2010 году его осудили на 11 лет лишения свободы по статье о действиях сексуального характера в отношении лиц, не достигших возраста 14 лет (п. «в» ч. 3 ст. 132 УК РФ). По версии следствия, он и трое его приятелей многократно насиловали троих детей — мальчика и девочку 8 лет и их старшую сестру 12 лет. В проекте «Хочу жить» утверждают, что российская сторона активно требовала вернуть именно бойцов «Ахмата» и даже срывала обмены, так как отказывалась забирать других военных.
Сестра 28-летнего Дениса Осипова из Москвы рассказала изданию «Осторожно, новости», что военного с переломом ноги снова отправили на штурм. По её словам, Осипова мобилизовали в 2022 году, он попал в 1432-й мотострелковый полк. После избиения сослуживцами он сбежал, но в 2024 году его задержали и вернули в воинскую часть в Наро-Фоминске. За время службы у мужчины ухудшилось здоровье, а в 2025 году он несколько раз ломал ногу и сбегал со службы. 18 января его задержали сотрудники полиции. После возвращения в часть ему заявили, что «отправят на штурм» с незаросшим переломом колена. Сейчас Осипов не выходит на связь.
В Шебекинском округе Белгородской области во время боевого задания сбежал военнослужащий — 27-летний ранее судимый уроженец Санкт-Петербурга Даниил Литовский. Он покинул позицию с оружием в районе села Муром.
Суд в Казахстане отказался предоставить политическое убежище российскому дезертиру Евгению Коробову. Ранее присвоить статус беженца Коробову отказалось управление занятости и социальной защиты Астаны. Суд согласился с властями Казахстана, посчитавшим, что военному не грозит преследование в России из-за его политических убеждений и дезертирства — при этом в России против него возбуждено дело о дезертирстве. Офицер стал уже одиннадцатым дезертиром, которому Казахстан отказал в защите с начала полномасштабного вторжения в Украину. Коробов рассказал журналистам, что находился на фронте первые три месяца войны, в том числе под Киевом. Чтобы сбежать с фронта, он совершил самострел, а в конце 2022 года принял участие в программе Первого канала «Пусть говорят». После выхода программы его должны были снова отправить в Украину, в связи с чем он уехал в Казахстан.
Суды, приговоры, происшествия
В Омске суд приговорил 29-летнего участника войны Петра Сутайкина к девяти годам и семи месяцам колонии строгого режима по делу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлёкшего смерть (ч. 4 ст. 111 УК РФ). По данным «Вёрстки», в начале 2025 года Сутайкин, будучи нетрезв, избил до смерти свою сожительницу на почве ревности, нанеся ей не менее 29 ударов, затем лёг рядом с ней и заснул, а когда проснулся — та была уже мертва. Ранее Сутайкин уже отбывал срок за аналогичное убийство, в сентябре 2022 года его приговорил к восьми годам колонии за избиение до смерти своей предыдущей девушки также на почве ревности. В колонии он заключил контракт с группой Вагнера для участия в войне. Несмотря на рецидив, суд в новом решении указал, что подсудимый «не был судим», и признал смягчающими обстоятельствами его участие в боевых действиях и наличие наград.
В Томске суд приговорил военного Ивана Табатченко к 12 годам колонии по статье об убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ). В апреле прошлого года мужчина выпивал со знакомым, у них возникла ссора из-за «ненадлежащего» ухода убитым за могилой матери и «негативных выражений» в её адрес. После этого мужчины сначала помирились и продолжили выпивать, но затем Табатченко избил и задушил знакомого. С учётом неотбытой части наказания по предыдущему приговору за разбой (ст. 162 УК РФ) и причинение лёгкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) ему назначили 16 лет колонии особого режима. До этого Табатченко также был судим по делам о разбое и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
В Москве в ходе перестрелки полицейские застрелили одного из двух участников войны, подозреваемых в похищении (пп. «а», «в», «г» и «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ) жителя Пензы и убийстве (пп. «в», «ж» и «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ) таксиста. Вечером 3 февраля в многоэтажном доме в районе Кунцево при задержании мужчины «оказали вооружённое сопротивление», и полицейские применили табельное оружие. Один подозреваемый получил смертельные ранения, второго силовики задержали. По версии следователей, 29 января подозреваемые «на почве выяснения личных отношений и из корыстных мотивов» напали на супругов в Пензе, украли у них деньги и ювелирные украшения, а затем похитили 39-летнего мужчину. По информации полиции, в итоге он был убит. Кроме того, мужчинам вменяют убийство таксиста, который привёз их в Москву из Самарской области. Те обещали заплатить ему 85 000 рублей, но уже на месте отказались это делать. Против них также возбудили дело о посягательстве на жизнь силовика (ст. 317 УК РФ), разбое (п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ), одному из мужчин вменяют также статью о хранении оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ). Из опубликованной ориентировки стало известно, что преступники — 41-летний Михаил Леонтьев и 39-летний Алексей Ланчиков. Леонтьев был убит, Ланчиков задержан. До 2022 года мужчины отбывали наказание в колонии. Леонтьева в 2015 году приговорили к 23 годам колонии строгого режима по обвинению в убийстве двух человек, а Ланчикова в 2014 году приговорили к 13 годам заключения по делу об убийстве, изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера. Будучи в колонии, они заключили контракты с группой Вагнера, получили помилование и ушли на войну, а по прошествии полугода вернулись с фронта.
В Донецке силовики избили и задержали правозащитника Максима Давыдова, ранее обвинённого в подделке документов (ч. 5 ст. 327 УК РФ) и оштрафованного за «дискредитацию армии» (ст. 20.3 КоАП РФ). По данным ASTRA, утром к нему ворвались силовики, провели обыск и увезли в отдел полиции № 2, где, как утверждают источники, Давыдова избивали и заставляли подписать документы под давлением. После короткого контакта с близкими он перестал выходить на связь. Его телефон недоступен, а в отделе полиции, куда его доставили, звонящим отказываются сообщить информацию о местонахождении мужчины. Давыдов известен защитой принудительно мобилизованных в оккупированном Донецке и ранее уже сообщал об угрозах и давлении со стороны ФСБ.
Южный окружной военный суд приговорил военнопленного бойца «Азова» Дениса Голуба к 20 годам лишения свободы по статьям об участии в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ) и обучении терроризму (ст. 205.3 УК РФ). Голубу 28 лет, он родился в Ивано-Франковске и служил снайпером. Он числится пропавшим без вести с 17 мая 2022 года — вероятно, тогда украинец и был взят в плен.
В Апелляционном военном суде утвердили приговор «Верховного суда ДНР» 33-летнему миномётчику «Азова» Семёну Северину — 25 лет колонии по делам об участии в террористической организации (ст. 205.5 УК РФ), прохождении обучения терроризму (ст. 205.3 УК РФ), покушении на убийство (ст. 30, ст. 105 УК РФ), умышленном повреждении имущества (ст. 167 УК РФ) и жестоком обращении с гражданским населением на оккупированной территории (ст. 356 УК РФ). Северин, уроженец Кривого Рога, по версии следствия, с марта по апрель 2022 года участвовал в миномётных обстрелах Мариуполя, в результате которых жертв среди мирных жителей не было, но были повреждены жилые дома.
В Санкт-Петербурге задержали 24-летнюю Елизавету Неуступову, подозреваемую в поджоге пункта сбора помощи для военных фонда «Доброволец», который курирует Северо-Славянская община». В отношении неё возбуждено уголовное дело о теракте (ч. 1 ст. 205 УК РФ), суд заключил её в СИЗО. По данным СМИ, она бросила в подвал коктейли Молотова, из-за чего начался пожар. Сообщается, что во время поджога внутри находился волонтёр, однако в итоге никто не пострадал, было повреждено только имущество. Девушка кричала, что у неё есть бомба, однако после задержания оказалось, что в коробке под курткой у девушки был живой голубь. До этого, по данным издания, Неуступова по заданию неизвестного, который представился представителем Минобороны, пыталась поджечь полицейские машины. Ещё в декабре с Неуступовой связались мошенники, которые уговорили её перевести все накопления и взять несколько кредитов — всего около 1,5 млн рублей. «Фонтанка» подробно рассказала историю девушки.
Двоих 15-летних жителей Башкортостана отправили в СИЗО по делу о теракте (п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ). По версии следствия, вечером 27 января подростки по заданию «интернет-вербовщиков» подожгли железнодорожное оборудование рядом со станцией Янаул. СК утверждает, что за поджог им пообещали 15 000 рублей, однако деньги они так и не получили.
Второй Западный окружной военный суд приговорил 57-летнего жителя Москвы Николая Маковского к 18 годам заключения по делу о госизмене (ст. 275 УК РФ), участии в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ) и о приготовлении к совершению теракта (ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ). По версии следствия, Маковский «по собственной инициативе» стал участником группы, созданной главным управлением разведки Украины для «ведения подрывной деятельности против России» с января 2024 года по февраль 2025 года. Маковский должен был подготовить теракт на железнодорожных путях станции «309 км» в городском округе Домодедово. Утверждается, что он по наводке представителя ГУР забрал «из схрона» сбрасывающий башмак и отнёс его «в указанное место» вблизи станции. Когда он должен был установить его на рельсы, мужчину задержали.
Тот же суд приговорил 19-летнего жителя Кинешмы к 19 годам лишения свободы по статьям о совершении теракта (п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ), причинении в результате него значительного ущерба (пп. «а» и «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ) и участии в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ). По версии следствия, молодой человек вступил в «террористическое сообщество», созданное в 2024 году «неустановленными лицами» для проведения терактов в Ивановской и Нижегородской областях. С 19 декабря 2024 года по 8 января 2025 года он по указанию кураторов поджёг трансформаторную подстанцию, питавшую базовую станцию оператора сотовой связи в Нижегородской области, а также серверную базовую станцию в Ивановской области. За это он получил почти 30 000 рублей.
Южный окружной военный суд приговорил жительницу Выборга Полину Костюченко к 17 годам колонии общего режима по делу о незаконном изготовлении взрывчатки (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 223.1 УК РФ), её хранении (пп. «а» и «в» ч. 3 ст. 222.1 УК РФ), подготовке теракта (ч. 1 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ) и госизмене (ст. 275 УК РФ). По версии следствия, девушка со своей знакомой в 2024 году связалась с представителем украинской разведки, а в ноябре того же года по его заданию приехала в Ростов-на-Дону. Там в январе 2025 года она вместе со знакомой купила компоненты для изготовления взрывчатки, а также получила из Украины зарядное и взрывное устройство. Одновременно девушка «и иное лицо» решили подорвать офицера российской армии — они следили за его передвижениями и знали его место жительства. Помимо этого, с 19 ноября 2024 года по 31 января 2025 года Костюченко установила в Ростове-на-Дону адреса ещё нескольких офицеров и одного чиновника «правительства ЛНР». За ними девушка, как утверждается, тоже скрытно следила, снимая фото и видео. Впоследствии её задержали, из-за чего устроить взрыв, как считает следствие, Костюченко не смогла.
56-летнего жителя Михайловского района Запорожской области приговорили к 12,5 годам лишения свободы по делу совершении диверсии (ч. 2 ст. 281 УК РФ ), участии в диверсионном сообществе (ч. 2 ст. 281.3 УК РФ), а также использовании боеприпасов и взрывчатки (ч. 3 ст. 222, ч. 3 и 4 ст. 222.1, ч. 1, 3 и 4 ст. 222.2). 25-летнего сына мужчины ранее приговорили к 15 годам заключения по тем же статьям, а также по статье о прохождении обучения в целях осуществления диверсионной деятельности (ст. 281.2 УК РФ). По версии обвинения, с марта 2022-го по октябрь 2023 года обвиняемый вместе с сыном готовил оружие, взрывчатые вещества, взрывные устройства и боеприпасы для совершения диверсии. В сентябре 2023 года мужчины подорвали две единицы боевой техники ВС РФ. При обыске у обвиняемых забрали более 5000 патронов к стрелковому оружию различного калибра, два автомата Калашникова, пистолет Макарова, десятки гранат и килограммов взрывчатых веществ, взрыватели, детонаторы, а также артиллерийские снаряды.
Лонгриды
Издание «Вёрстка» рассказывает о том, как российские власти фактически подталкивают сирот к заключению контракта с Минобороны, обещая им быстрее получить жильё.
Русская служба Би-би-си выпустила материал о том, как российские военные пытаются откупиться от участия в боевых действиях и к чему это приводит.