Сводка за 15–16 декабря (до 12:30)
Утром 16 декабря поступила информация о взрывах в Киеве, Днепре, Запорожье, Харьковской и Николаевской областях.
Ситуация на линии фронта
Температура колеблется в районе нуля градусов, и распутица по-прежнему способствует затишью. Масштабных продвижений нет ни у одной из сторон.
По сообщениям в пророссийских источниках, на сватовском направлении российским войскам удалось отбить атаку ВСУ в районе села Софиевка. Эти события подтверждают гипотезу аналитика Def Mon о намерении украинских войск освободить Нижнюю Дуванку, чтобы отрезать снабжение Сватово с севера. Также ВСУ пытаются продвигаться в направлении Куземовки.
Представитель Генштаба ВСУ генерал Алексей Громов заявил, что украинские силы продвинулись примерно на полтора километра в районе Диброва.
Кроме того, ВСУ сообщают о нанесении ударов по целям в Токмаке, Пологам и Бердянске (запорожское направление). Почти каждый день поступают сообщения об ударах по командным и логистическим пунктам на этом направлении, поэтому, несмотря на отсутствие масштабных наступлений, военная активность заметно возросла.
В результате обстрела Донецка, который глава оккупационной администрации города Алексей Кулемзин назвал «самым массированным ударом начиная с 2014 года» (хотя, по его же словам, по городу выпустили всего один пакет «Града»), погибла одна женщина, и ещё десять человек, включая одного ребенка, получили ранения.
Какая именно сторона произвела обстрел, мы пока не можем сказать, так как свидетельств недостаточно.
Исследователь Necro Mancer отметил интересную закономерность: украинские обстрелы Луганской области происходят, как правило, по военным объектам, а вот в Донецке под удар очень часто попадают жилые массивы, что наводит его на мысль о возможном «самостреле». Но для подтверждения этой гипотезы недостаточно доказательств.
В издании The Economist вышло большое интервью с главнокомандующим ВСУ генералом Залужным. В нём он рассказывает, что для него война началась в 2014 году, а происходящее сейчас — та же война, но в гораздо больших масштабах.
По словам Залужного, сейчас нужно продолжать битву, не откладывая на потом, но для этого Украине необходимы ресурсы. Для нынешнего вторжения, по его оценке, российская армия собирала ресурсы на протяжении 3,5-4 лет. Также он считает, что с военной точки зрения решение брать Киев было правильным, но Россия не рассчитала свои ресурсы и возможности.
По мнению Залужного, сейчас российские силы сконцентрированы на Донбассе, чтобы сохранить все те ресурсы, которые у них остались. Они пытаются добиться паузы в боевых действиях любой ценой: нанося ракетные удары по мирным городам, оставляя украинцев без тепла и света, чтобы выиграть время на накопление новых ресурсов. Одновременно они пытаются не дать ВСУ перегруппироваться, сконцентрировать силы и провести мощную контратаку.
Самая важная стратегическая задача ВСУ на данный момент — удержать существующую линию фронта, поскольку освобождать территорию в 10-15 раз сложнее, чем не отступать с нее.
Вторая важнейшая цель Украины — аккумулировать ресурсы (больше всего сейчас нужны танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, амуниция и средства ПВО для защиты мирных граждан страны) и готовиться к новому витку войны, который может начаться в январе-марте. Залужный не исключает варианта, что этот новый виток войны произойдет не на Донбассе: возможно, российские силы снова пойдут со стороны Беларуси на Киев или со стороны Крыма на Херсон и Николаев.
Залужный не ответил на вопрос, удерживают ли западные партнеры ВСУ от нанесения ударов по Крыму, но отметил, что для того, чтобы иметь возможность достреливать до Крыма, ВСУ необходимо сначала преодолеть 84 километра до Мелитополя. Освобождение этого города позволит держать под огневым контролем сухопутный коридор от России в Крым, а также стрелять по Крымскому перешейку и препятствовать снабжению тех российских войск, которые будут оставаться в южной части Херсонской области.
По его подсчетам, для нового витка войны Украине нужно 300 танков, 600-700 БМП и 500 гаубиц. Такие ресурсы позволят говорить о возможности выхода к границам по состоянию на 23 февраля.
Залужный не считает, что проблемы российских мобилизованных настолько серьезны, чтобы они перестали сражаться. Как и в Чеченские кампании, они идут на войну, не задумываясь о том, правильно это или нет, а только потому что так приказали. По украинским оценкам, у России еще есть 1,2-1,5 млн резерва (сейчас готовится 200 тысяч солдат) и, несмотря на не очень хорошее оснащение, они представляют проблему для ВСУ. Он не сомневается, что Россия предпримет ещё одну попытку захвата Киева.
Командующий Сухопутными войсками ВСУ генерал Сырский также считает, что у российской армии есть большой кадровый потенциал. В качестве примера он приводит российских новобранцев, которые, будучи вооруженными только стрелковым оружием, успешно сдерживали украинские атаки в Кременной и Сватово в Луганской области — правда, тогда помогла еще и распутица. Также, по его словам, мобилизация позволила российской армии проводить ротацию подразделений, давая возможность солдатам отдыхать и восстанавливать силы.
Великобритания рассматривает вопрос поставки в Украину авиационных крылатых ракет воздушного базирования Storm Shadow с дальностью полета около 560 километров.
Германия обновила свой список помощи Украине, теперь в него входят:
- ракеты для комплексов ПВО IRIS-T;
- 2 единицы БРЭМ Bergepanzer 2;
- 30 000 снарядов для гранатометов калибра 40 мм;
- 5 000 артиллерийских боеприпасов калибра 155 мм;
- 4 машины скорой помощи;
- 18 грузовиков с колесной схемой 8Х8 со специальной системой загрузки (Wechselladesystem).
Отметим, что 5 тысяч артиллерийских боеприпасов — это совсем немного. В вышеупомянутом интервью Залужный рассказал о беседе с британскими военными, в которой он сравнил происходящее сейчас с Первой мировой войной и подчеркнул, что для победы Украине нужно много снарядов. Такого количества у партнеров, к сожалению, нет, и приходится работать в условиях ограниченного снабжения.
Армия Украины получила партию снарядов калибра 152 мм для САУ «Акация» и гаубиц Д-20, произведенных в Иране в 2022 году.
Немецкий оборонный концерн Rheinmetall планирует построить в Германии завод по производству боеприпасов, в том числе, для ЗСУ Gepard. Главной целью нового завода будет автономное снабжение Бундесвера, но, в то же время, это поможет наладить поставки снарядов Украине. Ранее Германия дважды просила у Швейцарии разрешение на реэкспорт боеприпасов, но получила отказы.