Сводка за 15-16 февраля (до 13:30)
В ночь на 16 февраля начался очередной массированный ракетный обстрел Украины. Глава офиса президента Украины Андрей Ермак сообщил, что некоторые ракеты долетели до целей на севере и западе Украины, также были поражены объекты инфраструктуры в Днепропетровской и Кировоградской областях.
Эта атака отличается от предыдущих большим количеством ложных целей, которые отвлекли на себя часть ракет ПВО. Накануне была произведена воздушная разведка с использованием беспилотников и аэростатов с уголковыми отражателями, которые вскрыли позиции ПВО. Такие аэростаты замечали в небе над Украиной в течение последних двух дней. Один из таких отражателей показал министр обороны Алексей Резников.
В Павлограде Днепропетровской области в результате удара было разрушено 7 жилых домов, 30 повреждено. Два человека ранены, одна женщина погибла.
Днём 16 февраля в Украине снова объявлена воздушная тревога.
Заявляется, что из восьми выпущенных ракет «Калибр» шесть было сбито.
Украинские силы нанесли удар по железнодорожному депо в Иловайске; на видео видны разрушенные железнодорожные пути. Напомним, что железнодорожный вокзал в Иловайске является важным логистическим хабом для российских сил.
Линия фронта остаётся практически статичной. В последние дни появляется всё меньше видеозаписей боёв на северо-востоке Бахмута. Ранее мы прогнозировали, что, если темп российского наступления конца января сохранится, то вполне возможно, что к концу февраля Бахмут придётся оставлять. Однако теперь, с учётом снижения темпа, мы полагаем, что как минимум до конца февраля ВСУ в Бахмуте продержатся.
Евгений Пригожин заявил журналистам, что, по его прогнозам, Бахмут будет окружён в марте-апреле, при этом он упрекнул Минобороны России в недостаточной эффективности и подчеркнул важность захвата Бахмута для дальнейшего ведения войны.
По итогам второго дня конференции «Рамштайн» стало известно, что Министерство обороны США объявило о новом контракте на производство боеприпасов калибра 155 мм для Украины на 522 млн долларов. По словам Ллойда Остина, Франция и Австралия также договорились совместно нарастить производство артиллерийских боеприпасов для Украины.
Одной из основных тем в ходе конференции стал высокий темп расходования боеприпасов. Обсуждалось, что почти все склады в Европе уже опустели, а наращивание производства — медленный процесс.
15 февраля в СМИ (изначально была публикация в немецком Die Welt) сообщили, что Нидерланды и Дания решили отказаться от поставки танков Украине. В ответ на это обе страны заявили, что окончательно вопрос ещё не решён. Напомним, ранее они не давали конкретных обещаний, лишь сообщали о намерении. К тому же у Нидерландов нет собственных танков, они собирались закупить их у Германии.
На данный момент известно, что танки Украине поставят Германия, Великобритания, США и Канада (четыре канадских танка уже прибыли в Польшу).
Нидерланды передадут Украине 20 тыс. боеприпасов для танков Leopard 2.
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон встретился в Киеве с президентом Владимиром Зеленским и по итогам встречи объявил, что Швеция поставит Украине 50 БМП, несколько САУ Archer и противотанковое оружие. На данный момент Украина остро нуждается в дополнительных БМП на линии фронта.
По итогам «Рамштайна» министр обороны США Ллойд Остин заявил, что пока нет признаков подготовки нового масштабного российского наступления, а также скоплений авиации на границе России и Украины, о котором заявлялось в Financial Times со ссылкой на анонимные источники в американской разведке.
Глава управления разведки Украины Кирилл Буданов снова сообщил, что вторая волна мобилизации в России начнётся примерно 27 февраля. Отметим, что если бы вторая волна началась в январе, как ранее предсказывала разведка Украины, то уже в ближайшее время российские силы получили бы преимущество на линии фронта. А если она начнётся к весне, то не факт, что подготовка мобилизованных завершится до прибытия в Украину значительного количества военной техники.
Русская служба Би-би-си опубликовала материал, рассказывающий об обнаруженных около Луганска захоронениях людей, которые могли воевать в составе группы Вагнера. Используя учётные данные с фотографий надгробных крестов, журналисты в открытых источниках нашли упоминания о 37 мужчинах с совпадающими данными. На сайтах судов найдены приговоры в отношении 20 из них, то есть речь идёт о бывших заключённых. Девять из них находились в списках пропавших без вести. Таким образом, мы видим, что не всех погибших в составе группы Вагнера бывших заключённых возвращают на родину. Некоторых из них хоронят недалеко от места гибели, не оповещая родственников.
Министр обороны Великобритании Бен Уоллес, отвечая на вопросы журналистов Би-би-си, заявил, что «97% российской армии» участвует в войне в Украине. При этом РФ несёт серьёзные потери, и её боевой потенциал снижен на 40%, в том числе около 2/3 танков уничтожено или повреждено.
Мы не можем подсчитать в процентах, но говоря именно о тех, кому по должности подразумевается участвовать в войне (не считая стратегические ядерные силы, например), мы считаем, что участвуют все. Поэтому пополнение личного состава осуществляется за счёт людей с должностями, которые для этого не предназначены, например, за счёт служивших на флоте моряков — их записывают в морскую пехоту и отправляют на линию фронта. Авиация участвует в меньшей степени, поскольку ей успешно противодействует украинская ПВО.
К слову, недавнее сбитие самолёта Су-24 под Бахмутом, на котором ранее якобы летал Пригожин, было совершено с помощью ПЗРК (причём срочником), от которых обезопасить российскую авиацию практически не получится.
Что касается боевого потенциала, весь прошлый год самые подготовленные части, как правило, шли в бой одними из первых и несли основные потери. Мы неоднократно слышали о том, что у различных «элитных» подразделений (десантников, морпехов, спецназ) не осталось офицеров или что все, кто были контрактниками до полномасштабного вторжения, погибли или были ранены. Поэтому мы допускаем, что боеспособность российской армии могла упасть и более, чем на 40%.
Нам неизвестно, сколько танков было потеряно, но мы полагаем, что около половины из боеспособных на момент начала вторжения танков уже потеряны или уничтожены. У России остаются в основном старые запасы (которые нужно поднимать из резервов, восстанавливать, модернизировать и только потом пускать в бой), а также те, которые выпускаются каждый месяц.
Отметим, что в начале вторжения мы наблюдали масштабные марш-броски российской армии и потери целых колонн техники. Сейчас же тактика изменилась, фронт сократился, поэтому и потерь стало меньше.