Текстовые сводки
July 19, 2023

Сводка за 18–19 июля 2023 года (до 11:00)

Обстрелы

Утром 19 июля появилась информация о взрыве склада боеприпасов около города Старый Крым на юго-востоке Крыма, на имеющихся видео видна и слышна вторичная детонация. В пророссийских телеграм-каналах высказываются предположения о том, что удар нанесён ракетами Storm Shadow якобы из Хмельницкой области: к примеру, GreyZone заявляет об этом со всей уверенностью, однако пока неясно, на чём эта уверенность основана.

Поскольку взрыв произошёл именно на складе боеприпасов, тушить его невозможно из-за высокого риска для пожарных, в связи чем выяснить точную причину возгорания в ближайшее время не представляется возможным. Отметим, что, кроме вышеупомянутых ракет, удар по объектам в Крыму способны нанести также и беспилотники.

Украина пока не взяла на себя ответственность за взрыв. Появившиеся ранее в СМИ сообщения якобы от Буданова о том, что удар был нанесён в ходе операции разведки ВСУ, были почти сразу опровергнуты: оказалось, что их источником стал фейковый телеграм-канал Буданова.

В ночь на 19 июля по Одессе и Одесской области был нанесён массированный удар. По словам мэра Одессы, это чуть ли не самая масштабная атака с 24 февраля 2022 года. Удар нанесли ракеты Х-22 и «Оникс», довольно давно не применявшиеся. Вполне вероятно, что эта атака будет названа ответом за взрыв на Крымском мосту.

Основной целью обстрела был порт Одессы: повреждены зерновой и масляный терминал, резервуары и оборудование для загрузки. Украинские операторы ПВО опубликовали сделанные во время этой атаки кадры с экрана АСУ «Вираж-Планшет», которая собирает информацию по обо всех летящих целях.

При обстреле Донецка погибло два человека, ещё три пострадало (также в результате обстрела погиб житель села Владимировка Волновахского района — прим. CIT).

В Харьковской области из-за обстрела погиб пожилой мужчина.

Ситуация на линии фронта

По заявлению замминистра обороны Украины Анны Маляр, российское наступление на купянском направлении было безуспешным. Эта информация также усиливает сомнения в словах Сергея Череватого о большом скоплении российских сил на лимано-купянском направлении, которые мы приводили вчера.

Военные аналитики Майкл Кофман, Роб Ли, Дмитрий Альперович, Конрад Музыка и Франц-Стефан Гади совершили очередную совместную поездку в Украину для встречи с украинскими военными, представителями разведки и чиновниками. Полноценные отчёты будут опубликованы позже, однако некоторые выводы уже опубликованы:

  • Ввиду ограниченной мобильности пехоты, прогресс в ходе наступления измеряется в метрах. На данный момент именно пехота при поддержке артиллерии участвует в боях на большей части фронта. Механизированные же соединения развёртываются редко из-за недостатка средств обеспечения манёвра (недостаточно средств разминирования, ПВО, ПТРК и прочего).
  • Украинские военные всё ещё не освоили на достаточно высоком уровне общевойсковой бой. Операции проводятся скорее последовательно, чем синхронизированно.
  • ВСУ перешли на стратегию истощения, основанную на последовательном ведении огня, а не на манёврах. Именно поэтому Украине так нужны кассетные боеприпасы: применяя их, теоретически можно ослабить российскую оборону до такой степени, которая позволит проводить масштабные манёвры механизированных соединений.
  • Минные поля по-прежнему являются серьёзной проблемой: они ограничивают пространство для манёвра и замедляют продвижение. Однако в ещё большей степени на способность ВСУ прорвать российскую оборону влияет неспособность проводить сложные общевойсковые операции на большом масштабе.
  • Дело не только в недостаточных поставках оружия, даже поставки современного западного вооружения и самолётов не приведут ВСУ к успеху сами по себе без проведения адаптации и улучшения интеграции ведения огня и масштабных манёвров.
  • Остро стоит проблема с нехваткой артиллерийских стволов, которую очень трудно решить, учитывая большие сроки их производства и поставки.
  • Характер украинского наступления, скорее всего, изменится, только если ВСУ освоят системный подход к проведению наступательных операций, что на фоне  падения боевого духа российских солдат может привести к прорыву обороны ВС РФ. Иначе наступление так и останется «кровавой битвой на истощение с постепенным задействованием всё новых и новых резервов» с обеих сторон.
  • Российским войскам пока нет необходимости разворачивать оперативные резервы, чтобы отбивать украинские атаки. Есть свидетельства того, что эффективность ударов HIMARS снизилась благодаря принятым Россией контрмерам (каким именно, не конкретизируется).
  • Даже будучи ослабленными и имеющими ограниченное количество боеприпасов, ВС РФ оказались способны сдерживать атаки взвода или роты ВСУ, поскольку те не скоординированы и не синхронизированы на широкой линии фронта. Некоторые атаки были остановлены с помощью ПТРК ещё до подхода к российским минным полям (об аналогичном случае неудачной атаки на MRAP мы писали в прошлой сводке).
  • Уровень подготовки офицеров и младшего командного состава ВСУ, как и уровень боевого духа, высокий, но мобилизация менее боеспособных мужчин вызывает проблемы. По словам солдат, отсутствие прогресса зачастую связано с плохой тактикой и координацией между подразделениями, а также бюрократией и «советским мышлением».

Ранее к этим проблемам уже привлекал внимание украинский военный микроблогер Tatarigami.

Когда речь идёт о потерях техники сторон, необходимо понимать, что проект Oryx собирает данные по всей линии фронта. При этом на разных её участках ведутся разные виды военных действий: на южно-донецком (запорожском) направлении происходит наступление ВСУ (активная фаза), тогда как на донецком или лимано-купянском направлении ведутся в основном позиционные бои. Поэтому складывать все потери воедино и делать исходя из этого выводы не совсем корректно.

Когда мы анализировали потери военной техники, то смотрели на данные другого исследователя, который собирает информацию конкретно по запорожскому направлению, где идёт украинское наступление. По его данным, общие потери техники на этом участке фронта составляют:

  • за период с 1 по 16 июня: 97 единиц у Украины и 54 — у России;
  • с начала украинского наступления по 30 июня: 151 единица у Украины и 129 — у России;
  • с 1 по на 14 июля: 193 единицы у Украины и 183 — у России.

Это нормальные цифры, поскольку наступающая сторона всегда несёт большие потери, чем обороняющаяся. Кроме того, важно учитывать, какие конкретно единицы техники были потеряны, потому что, например, в Донецкой области барражирующими боеприпасами уничтожается много автомобилей УАЗ «Буханка» ВС РФ.

По оценкам мониторинговой группы «Беларускі Гаюн», количество наёмников группы Вагнера, находящихся на территории Беларуси, составляет 2–2,5 тысячи человек. Мы по-прежнему не знаем, чем они там собираются заниматься.

Пророссийская группировка националистов «ДШРГ Русич» сообщает в своём телеграм-канале, что тех наёмников группы Вагнера, которые подписали контракты с Минобороны РФ, якобы начали бросать на передовую в самые опасные места, где они быстро погибают. Возможно, российские военные считают их предателями и таким образом мстят мятежникам за убийства российских лётчиков, оставшиеся безнаказанными. Мы не можем независимо проверить, имеет ли место такая практика на самом деле или насколько она распространена, но сам факт таких слухов будет оказывать влияние на «вагнеровцев».

Появилась свежая видеозапись с Крымского моста. Как и ожидалось, на стыке двух смещённых пролётов, где образовалась ступенька, из асфальта соорудили пандус, и по этой полосе организовано реверсивное движение. По словам вице-премьера Хуснуллина, на ремонт моста потребуется от 1 до 1,3 млрд рублей.

На Кинбурнской косе упал и сгорел БПЛА Bayraktar TB2. Некоторые пророссийские каналы заявляют, что он был сбит российскими силами, но доказательств этому нет, и обстоятельства его падения неизвестны. На фото видно, что к беспилотнику были подвешены боеприпасы, произведённые компанией Baykar.

США в ближайшие дни объявят о новом пакете военной помощи Украине на сумму до 1,3 млрд долларов в рамках Инициативы содействия безопасности Украины. По информации агентства Reuters, в него войдут средства ПВО VAMPIRE, беспилотники Phoenix Ghost и Switchblade. Кроме того, Украина получит значительное количество систем противодействия БПЛА австралийской компании DroneShield, а также радары, сенсоры и аналитические системы.

Из всей западной техники и вооружений дольше всего придётся ждать самолёты F-16, однако пока мы не видели новостей о том, что обучение украинских пилотов управлению ими уже началось. По словам министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, первые F-16 под управлением украинских пилотов могут появиться в небе Украины к апрелю 2024 года. Танки Abrams, на которых украинские военные сейчас тренируются в Германии, были привезены только для обучения, передавать Украине будут другие машины, и точные сроки их поставок не сообщались. Судя по комментарию Байдена, что у Украины уже есть дальнобойное вооружение, поставок GLSDB и ATACMS в ближайшее время тоже ожидать не стоит.

Основные проблемы ВСУ на данный момент связаны с недостатком боеприпасов, поскольку темпы их производства значительно меньше, чем скорость, с которой Украина их расходует. Также необходимо поставлять больше БТР и БМП, потому что в ходе позиционных боёв и наступлений механизированными колоннами такая техника теряется чаще всего.