Сводка за 13–15 ноября 2023 года (до 9:00 UTC+3)
Ситуация на линии фронта
Как мы уже указывали в понедельник, на линии фронта началась распутица, и очередным подтверждением этого стала видеозапись с запорожского направления, на которой украинский пикап с трудом передвигается по непролазной грязи. Вблизи линии фронта распутица опасна тем, что застрявшую технику могут быстро заметить беспилотники противника и атаковать или навести на неё артиллерию. Поэтому при застревании в грязи приходится как можно скорее покидать технику, а о её вытаскивании с помощью, например, БРЭМ не может быть и речи.
На херсонском направлении продолжаются вялотекущие боевые действия: периодически обе стороны заявляют, что отбили у противника позиции в районе села Крынки и на время закрепились на них.
В некоторых источниках появляются заметки о том, что переброска бронетехники через Днепр якобы свидетельствует об успехе операции по форсированию Днепра. По нашему мнению, это совершенно некорректные заявления, поскольку визуально подтверждена переброска лишь двух единиц бронетехники (одна из которых уже уничтожена), а важнейший вопрос по снабжению крупной группировки на левом берегу решить всё так же невозможно.
На авдеевском направлении бои также идут с переменным успехом: то российские силы заходят в Степовое к западу от Авдеевки, то ВСУ их оттуда выбивают. Напомним, что около трёх недель назад мы уже писали, что не видим оснований для беспокойства по поводу сужения коридора для снабжения Авдеевки с 9 до 7 км.
Следствием попыток захватить Авдеевку и выбить украинские силы с левого берега Днепра стали массированные артиллерийские обстрелы и удары ВС РФ авиабомбами с УМПК по этим районам. Целых жилых домов в Крынках уже, скорее всего, не осталось, а в Авдеевке, по заявлению пророссийского телеграм-канала «Рыбарь», было принято решение сравнять с землёй укрепления в микрорайоне «Химик».
Журналисты вновь заговорили о применении ВС РФ химического оружия на бахмутском направлении. Речь не идёт о летальных отравляющих веществах типа зарина — на опубликованной российской стороной видеозаписи виден сброс с БПЛА гранат К-51 со слезоточивым газом (напомним, что такие боеприпасы запрещено применять в ходе боевых действий). После распыления газа в окопе на выбегающих военных сбрасываются уже осколочные гранаты.
Диверсии
Успешные действия ГУР МО Украины против Черноморского флота России привели, по заявлению спикера Военно-морских сил ВСУ Дмитрия Плетенчука, к заметной паузе в использовании крылатых ракет «Калибр», носители которых пришлось передислоцировать в Новороссийск, в то время как вся логистика, обеспечивающая работу флота, осталась в Крыму.
В дальнейшем полёт таких ракет до объектов в Украине будет занимать большее время, что увеличит шансы ВСУ на их перехват. Но не стоит забывать, что для атак по энергетической инфраструктуре Украины РФ использует не только «Калибры», но и барражирующие боеприпасы Shahed («Герань»), и авиационные ракеты.
Кроме того, в бухте Новороссийска украинские силы могут применять только свои надводные беспилотники, поскольку по-прежнему действует запрет на удары западным вооружением по территории России.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье «Теракт» из-за пожара на Тамбовском пороховом заводе в Котовске в ночь на 11 ноября, из чего следует вывод, что возгорание не было вызвано техническими причинами. Мы полагаем, что пожар мог начаться после удара украинского беспилотника. Утром 14 ноября, как сообщил телеграм-канал Baza, произошла новая атака на этот же завод: на его территорию упал дрон, вызвав небольшой пожар, который быстро потушили.
В ночь на 14 ноября беспилотник атаковал Брянский химический завод, производящий взрывчатые вещества — пострадавших и больших разрушений нет. Предыдущая атака на этот завод произошла ночью 13 октября и также была безрезультатной. Беспилотники с небольшой массой боевой части не способны нанести значительные повреждения, однако у них есть шанс попасть по месту хранения горючих или взрывчатых веществ, вызвав их воспламенение или детонацию.
Западная помощь
В конце мая Пентагон объявил о контракте с американской компанией на поставку ЗСУ Gepard на более чем 118 млн долларов до конца мая 2024 года.
13 ноября нидерландское издание De Telegraaf со ссылкой на источники сообщило, что по этому контракту для Украины будут выкуплены 60 ЗСУ Gepard, которые в 2014–2016 годах Нидерланды поставили Иордании за 28 млн долларов. Неясно, чем объясняется такая внушительная разница в суммах. Надеемся, что это не просто переоценка из-за возросшего спроса на вооружения, а на часть этой разницы будут закуплены боеприпасы к этим установкам.
Германия объявила о новом пакете военной помощи Украине. В него войдут:
- 10 танков Leopard 1A5;
- 14 двухзвенных гусеничных вездеходов Bandvagn 206;
- 5 гусеничных санитарных машин Warthog;
- 1020 артиллерийских снарядов калибра 155 мм;
- 1 машина разминирования Wisent 1;
- 10 разведывательных беспилотников Vector;
- 14 небольших наземных РЛС поля боя GO12;
- 3 патрульных бронеавтомобиля для пограничников;
- 4 тяжёлых тягача MAN HX81 и 4 полуприцепа;
- 16 грузовиков Mercedes Zetros;
- 13 грузовиков MAN TGS;
- 3 прочих автомобиля;
- 1,4 миллиона патронов к огнестрельному оружию;
- 10 тысяч защитных очков.
Издание Le Figaro сообщило, что французские власти решили пересчитать объём поставленной Украине помощи. Если ранее рассматривалась балансовая стоимость бывших в эксплуатации машин с учётом амортизации, то теперь расчёт ведётся исходя из стоимости современных аналогов, которыми будет замещаться переданная техника. Таким образом пакет помощи на 1,7 млрд евро превратился в пакет на 3,6 млрд евро.
Министр обороны Германии Борис Писториус на встрече министров обороны Евросоюза в Брюсселе официально признал, что заявленная цель поставить Украине один миллион снарядов к марту 2024 года не будет достигнута (ранее мы уже освещали эту ситуацию, когда сообщалось, что план выполнен лишь на треть и есть риск не уложиться в срок).
Мы по-прежнему считаем проблемой тот факт, что у значительной части общества, поддерживающего Украину, различные медиа-ресурсы создают завышенные ожидания (к примеру, УНИАН безосновательно сообщил о полётах украинских пилотах на F-16, тогда как на самом деле в Румынии только открыли учебный центр НАТО, а подготовка украинских пилотов начнётся лишь в декабре — прим. CIT), за которыми следует разочарование, когда процессы затягиваются или не удаётся достичь каких-либо целей контрнаступления.
Журнал The Economist со ссылкой американских чиновников утверждает, что за время текущего вторжения погибло не менее 70 тысяч украинских солдат, а ранения получило до 120 тысяч военнослужащих. В начале августа наша грубая оценка по косвенным данным составляла от 40 до 50 тысяч погибших и от 170 до 180 тысяч раненых. При том, что количество в 70 тысяч убитых на данный момент нам кажется завышенным, но возможным числом, приводимое журналом соотношение убитых и раненых (1 к 1,7) совершенно неправдоподобно (оно хуже, чем было во время Первой и Второй мировых войн). При современном уровне развития медицины на одного убитого должно приходиться не 1,7, а 3–4 и более раненых.
В августе газета New York Times, также ссылаясь на неких американских чиновников, публиковала ещё более неправдоподобные данные о российских потерях: 120 тысяч убитыми и 170–180 тысяч ранеными.
В украинском издании «Цензор.НЕТ» вышло интервью с командиром одной из рот 47-й бригады ВСУ Мыколой Мельником. Эта бригада была подготовлена на западе и воюет на запорожском направлении с начала украинского контрнаступления. Мельник хвалит процесс обучения и рассказывает, что для подготовки военных не жалели ни времени, ни снарядов, ни моторесурса техники. Но он сообщает и о некоторых сложностях, например, связанных с тем, что сначала их обучали как подразделение разведки, а потом как механизированное соединение. Также в процессе обучения несколько раз менялась техника, к управлению которой их готовили. Кроме того, у многих украинских военных были перегретые ожидания от западной бронетехники, и план наступления во многом строился на том, что русские солдаты начнут бежать, едва увидев её. По мнению Мельника, для изменения ситуации украинской стороне нужно улучшить взаимодействие между родами войск, получить больше авиации и средств ПВО, чтобы не бояться российских вертолётов, а также сделать некие «кадровые выводы». По его словам, украинская армия уже готовится к наступлению в следующем году.
В Совете Федерации России начали обсуждать вопрос о введении уголовной ответственности за «подстрекание к уклонению от мобилизации». Возможно, это связано с пикетами родственников мобилизованных.
Стало известно, что один из организаторов убийства журналистки Анны Политковской Сергей Хаджикурбанов, приговорённый в 2014 году к 20 годам лишения свободы, досрочно освободился из колонии, отправившись в зону «СВО». Официальный срок заключения заканчивался в 2034 году. В 2022 году он заключил контракт, вероятно, с группой Вагнера и получил помилование, а после продлил контракт уже с Минобороны.
Путин освободил убийцу Веры Пехтелевой не только от отбытия срока, но и от выплаты компенсации морального вреда родственникам убитой. Владислав Канюс был приговорён к 17 годам, но пробыл в колонии строгого режима менее полугода.
Изучая набор новых контрактников, мы получили информацию, что некоторые солдаты срочной службы, заключающие контракт, получают региональные выплаты. Мы предполагаем, что в таком случае они попадают в отчёт этого региона по набору на контракт. Пожалуйста, напишите нам, если у вас есть какие-либо сведения по этой теме.
14 ноября в сети появилось видео телесного наказания российских солдат — как мы считаем, из отряда «Шторм-Z» — за то, что они находились в состоянии наркотического опьянения во время атаки, что привело к гибели их сослуживцев. Мы считаем его достоверным, это не единичный подобный случай. Жалобы на то, что среди бывших заключённых отсутствует дисциплина и ими невозможно управлять, а также иные свидетельства подобных происшествий мы видим с начала набора заключённых Минобороны РФ в январе 2023 года (см. по этой теме октябрьский совместный материал с «Важными историями» о ямах на территории РФ — прим. CIT).