Текстовые сводки
November 8

Сводка за 6–8 ноября 2024 года (до 9:00 UTC+3)

Ситуация на линии фронта

В новом выпуске подкаста War on the Rocks Майкл Кофман и другие военные аналитики огласили некоторые результаты очередной поездки в Украину. Хотя, по их мнению, для ВСУ в Донецкой области сложилась действительно непростая ситуация, Майкл Кофман не считает, что настало время говорить об обрушении фронта — в этом его оценка совпадает с нашей. При этом впервые с начала войны основной проблемой стала именно нехватка личного состава, в то время как ранее первостепенное значение имела нехватка техники или боеприпасов. По итогам летней поездки в Украину военные аналитики довольно оптимистично оценивали перспективы мобилизации в ВСУ и полагали, что её ужесточение позволит стабилизировать линию фронта при условии поступления обещанной помощи от западных стран. Однако теперь их прогноз стал более пессимистичным на фоне ситуации с личным составом ВСУ — не только из-за недостаточного набора, но и в связи с распределением новобранцев в новые бригады вместо пополнения понёсших потери опытных подразделений. Если бы новобранцев отправляли в утратившие боеспособность бригады (с комплектностью личного состава 50–60%), то боевое слаживание проходило бы успешнее. Новые же бригады оказываются гораздо хуже подготовленными как для наступления, так и для обороны.

Аналитики также выступили с критикой Курской операции. По их мнению, ВСУ стоило проводить её в формате относительно короткого рейда, а после поднятия боевого духа и демонстрации Западу возможностей украинской армии и отсутствия «красных линий» у России ВСУ могли бы вернуться на свою территорию, успешно завершив операцию. Однако решение удерживать захваченную территорию привело к растягиванию линии фронта в условиях нехватки личного состава у украинской армии, которой и так было непросто держать оборону.

Отдельно Кофман подчёркивает, что по численности и качеству беспилотников украинская сторона превосходит российскую. В недавних сводках мы приводили примеры удачных украинских разработок.

Отметим, что в этой части подкаста отсутствовали комментарии по поводу участия северокорейских солдат — вероятно, они появятся в следующих частях.

По данным DeepState, началась новая волна российского контрнаступления в Курской области: ВС РФ атакуют украинский выступ в районе сёл Ольговка и Кремяное по направлению на село Погребки в северной части и со стороны хутора Зелёный Шлях в юго-западной части выступа. Их цель — окружить группировку ВСУ в этом районе. Также сообщается об атаках на украинские позиции в районе Суджи и села Дарьино (южнее села Любимовка). Заметных продвижений пока нет.

Напомним, именно в Курскую область были направлены северокорейские солдаты. Появились сообщения от пророссийских телеграм-каналов о появлении в распоряжении российских военных пулемётов «Тип 73», стоящих на вооружении армии КНДР. Подозреваем, что российские военные выменяли их у северокорейцев.

Одновременно с этим вышла статья издания New York Times, в которой утверждается, что северокорейские солдаты уже участвуют в боях совместно с 810-й бригадой морской пехоты ВС РФ и даже успели понести первые потери. Ранее ГУР МО Украины заявляло о том, что солдат из КНДР отправили в помощь этой бригаде. Подтверждений этого мы по-прежнему не видели.

Недавно появившееся сообщение о размещении раненых северокорейских солдат в больнице в Курской области, из-за чего в ней якобы не осталось мест для плановой госпитализации местных жителей, не кажется нам достоверным.

В Курске на центральную площадь вышли жители приграничных районов Курской области, которые находятся в зоне активных боевых действий, с требованием к региональным властям выдать им жилищные сертификаты на компенсацию по потере жилья, поскольку их дома были разрушены в результате обстрелов. На данный момент сертификаты выдают только тем, кто прописан (то есть имеет постоянное место жительства) в пятикилометровой приграничной зоне. Как мы неоднократно говорили, такую и даже более широкую зону необходимо было расселять с самого начала войны. По итогам этого скандала губернатор Алексей Смирнов заявил, что вынужденным покинуть свои дома жителям области будут компенсировать расходы на аренду жилья. При этом переселенцы для получения компенсации должны соответствовать ряду условий: расходы на аренду и коммунальные услуги должны превышать 22% среднего совокупного дохода семьи, у них не должно быть жилья, помимо находящегося на «пострадавших территориях», и должен быть регулярный доход «от трудовой или иной деятельности» (неясно, что в таком случае делать тем, кто его не имеет, например, пенсионерам). Очевидно, что если в областном бюджете находятся сотни тысяч рублей на единовременные выплаты при заключении контракта, то и на помощь вынужденным покинуть свои дома людям власти вполне способны при желании выделить средства.

Покровское и кураховское направления по-прежнему остаются наиболее активными. За последние дни российские войска продвинулись на запад от Селидово и посёлков Вишнёвое и Цукурино. Они смогли захватить село Новоалексеевка юго-западнее Вишнёвого и записали видео с флагом. В дальнейшем на этом участке они будут, вероятно, наступать на село Сонцовка южнее села Новодмитровка, в сторону трассы Н-15, чтобы отрезать снабжение Курахово.

Южнее этой трассы ВС РФ наступают со стороны посёлка Максимовка. Поскольку им осталось до неё около 10 км, ездить по трассе уже становится опасно для украинских военных. Как долго ВСУ удастся удерживать Курахово, зависит от количества военнослужащих в обороняющих этот район бригадах. В обороне на угледарском направлении в районе Максимовки и посёлка Ясная Поляна находятся подразделения территориальной обороны Украины, которые, как принято считать, слабее регулярных механизированных бригад ВСУ. Судя по всему, у них не получается сдерживать российское наступление.

Появилась видеозапись боёв за село Антоновка севернее посёлка Водяное, в которых принимали участие штурмовики Су-25 ВКС РФ, стреляющие не с кабрирования, а «прямой наводкой», по видимой цели. Это в очередной раз свидетельствует о нехватке у ВСУ на этом участке фронта систем противовоздушной обороны, в том числе ближнего радиуса действия, например, ПЗРК.

Западная помощь

Некоторые комментаторы предполагают, что приход к власти Трампа может оказаться выгодным для Украины, подчёркивая, что администрация Байдена оказывала помощь в недостаточном объёме и с задержками, а потому продолжение её политики в случае победы Харрис неизбежно привело бы к медленному поражению Украины. Мы не согласны с таким утверждением — несмотря на сложности с поставками и постепенное отступление на фронте, имевшиеся у ВСУ проблемы были потенциально решаемы. В случае успешного усиления мобилизации и получения достаточной помощи Украина могла бы стабилизировать линию фронта. Ситуация также могла бы улучшиться с помощью более эффективных санкций и политического давления на Россию. Приход же непредсказуемого и нестабильного Трампа может означать полное прекращение военной помощи Украине не только от США: европейские страны могут решить, что в случае нападения России на страны НАТО США не придут на помощь, поэтому будут вынуждены направить средства на повышение своей обороноспособности, а не на помощь Украине.

Мы не разделяем мнение, что Трамп будет активно выступать за Украину, чтобы выглядеть сильным политиком на мировой арене. Скорее всего, в его представлении самое главное — показать, что он сдержал своё обещание, то есть добиться окончания боевых действий, независимо от условий перемирия.

С прагматической точки зрения, несмотря на то, что Россия продолжает продвигаться вперёд и захватывать новые территории, Путину выгодны переговоры и прекращение огня, поскольку текущие медленные продвижения потребляют огромное количество ресурсов, но не приближают к главной его цели — установлению в Украине марионеточного режима. А после заключения перемирия Путин может воспользоваться вторым сроком Трампа для снятия части санкций, восстановления экономики и армии (восполнения запасов техники и боеприпасов), чтобы через несколько лет вновь попытаться захватить Киев.

Приказ Трампа в 2017 году ударить по сирийским военным объектам после публикации свидетельств применения химического оружия мы не считаем хорошим примером ответа на военные преступления: разовый ракетный удар по нескольким военным аэродромам причинил некоторые повреждения инфраструктуре, но никак не повлиял на ситуацию в целом и результат войны.

Удар американской авиации по просирийским ополченцам и наёмникам группы Вагнера под Хшамом в Сирии в начале 2018 года также не является примером готовности Трампа идти на эскалацию и прямой военный конфликт с Россией. Тогда группа Вагнера начала обстрел объекта, на котором находились американские военнослужащие, и угрожала их жизням. В таких условиях решение принимает командование американских войск, и оно было бы одинаковым при любом президенте.

Издание Politico сообщило, что администрация Байдена попытается предоставить Украине максимальное количество военной помощи до вступления Трампа в полномочия 20 января. На данный момент из выделенных Конгрессом более чем 6 млрд долларов остались «неосвоенными» более 4 млрд долларов по программе PDA (помощь напрямую из запасов американской армии) и чуть более 2 млрд по USAI (помощь в виде заказов у производителей вооружения).

Новый генсек НАТО Марк Рютте заявил, что страны НАТО начнут тратить на оборону более 2% ВВП, и отчасти это является заслугой Трампа. По словам Рютте, критика, высказанная Трампом во время его предыдущей каденции, направила действия участников альянса в правильном направлении и стимулировала рост оборонных расходов. Однако это утверждение не соответствует действительности: страны, которые граничат с Россией, увеличили свои расходы на оборону только после нападения России на Украину в 2022 году, а страны, не имеющие границы с Россией (кроме Великобритании), тратят на оборону менее 2%, и многие из них в последние годы снижали военные расходы.

Обстрелы и удары

Утром 6 ноября украинские БПЛА на базе легкомоторных самолётов ударили по порту в Каспийске, Дагестан. На некоторых видеозаписях видна работа ПВО, но нигде точно не видно, что, собственно, было поражено беспилотниками. Проект «КиберБорошно» проанализировал спутниковые снимки порта — после удара все корабли и катера, кроме одного, вышли из порта в акваторию, но по спутниковым снимкам невозможно определить, повреждён ли оставшийся. Свидетельств повреждения портовой инфраструктуры мы тоже пока не видели.

По следам статьи о том, что на данный момент только 30% боеприпасов, поступающих на линию фронта, являются российскими, исследователь по открытым данным Just BeCause изучил спутниковые снимки российских баз хранения боеприпасов и заявил, что они все опустели. Для нас тот факт, что советские накопленные боеприпасы истрачены, не является новостью: последний раз снаряды советского производства мы видели на линии фронта где-то в начале 2023 года. Сейчас российская армия использует снаряды современного производства и закупленные у партнёров, например, у КНДР. При этом важно отметить, что по спутниковым снимкам можно оценить только состояние баз открытого хранения.

На войне в Украине убит командир 5-й отдельной мотострелковой бригады генерал-майор Павел Клименко. В апреле 2024 года бойцы этой бригады запытали до смерти гражданина США, стингера RT и бывшего участника войны в Донбассе Рассела Бентли, а после взорвали его тело, пытаясь замести следы. Четверо военнослужащих этой бригады находятся под следствием по делу об этом убийстве. Также в апреле бойцы Клименко запытали незаконно мобилизованного учителя музыки Владимира Фролова. У Фролова была третья группа инвалидности, и он хотел демобилизоваться по состоянию здоровья, но попал в пыточный подвал 5-й бригады. Согласно расследованию издания ASTRA, Клименко организовал пыточный концлагерь для российских военных на территории заброшенной Петровской шахты в Донецке, в котором их под пытками вынуждали отдавать командирам жалование и выплаты за ранения. По сообщениям донецких правозащитников, командиры бригады оформляли на своих людей доверенности и забирали выплаты даже за гибель солдат, а кроме того, пытками заставляли военных с тяжёлыми ранениями идти на штурм.

По данным канала «Досье Шпиона», Клименко перемещался на мотоциклах вместе с подчинёнными недалеко от Красногоровки и был ранен FPV-дроном, а после скончался в госпитале. Такие обстоятельства выглядят несколько подозрительно. Красногоровка находится в 15 км от линии фронта — с одной стороны, это всё ещё в зоне досягаемости украинских беспилотников, но с другой, такие далёкие удары FPV-дронами мы видим нечасто. (На момент выхода сводки украинские силы не опубликовали кадры удара — прим. CIT.)

Близкий к российской авиации телеграм-канал Fighterbomber опубликовал очередной скорбный пост с фотографией вертолёта Ка-52, подписав, что командир погиб, а штурман ранен. Обстоятельства потери вертолёта пока неизвестны.