Текстовые сводки
October 4, 2023

Сводка за 2–4 октября 2023 года (до 8:30)

Ситуация на линии фронта

Украинский военный из батальона «Айдар», автор телеграм-канала «Говорят, снайпер», рассказал о новом более эффективном способе применения FPV-дронов российскими силами. Сначала в воздух поднимается «Орлан» с функцией ретранслятора (о такой модификации нам уже было известно из репортажей МО РФ), а вслед за ним взлетают FPV-дроны (барражирующие боеприпасы), которые парами зависают над дорогой в ожидании подходящей цели — украинского транспорта. Если это не происходит до момента критического снижения заряда батареи, то целями барражирующих боеприпасов становятся траншеи или окопы с украинскими военными. Сбить такие дроны из стрелкового оружия очень сложно, поэтому надеяться приходится либо на то, что дрон промахнётся, либо на РЭБ, эффективность которой снижает «Орлан»-ретранслятор.

Продолжаются украинские атаки в районе Вербового около первой «линии Суровикина» на запорожском направлении. Опубликовано видео успешной атаки FPV-дрона по занятому украинскими военными российскому окопу. На протяжении последних недель идут ожесточённые бои за эти фортификационные сооружения, в связи с чем, на наш взгляд, говорить о полноценном прорыве ВСУ первой «линии Суровикина» по-прежнему преждевременно, речь идёт, скорее, о локальном её преодолении.

Судя по имеющимся визуальным данным, серьёзного преимущества в текущей битве на истощение нет ни у одной из сторон. Эту ситуацию проанализировали журналисты издания «Медуза». По их данным, с начала июня ВС РФ потеряли в полтора раза больше танков, чем ВСУ (252 против 152), в сентябре соотношение практически не изменилось (45 против 34). Это связано с тем, что ВС РФ чаще используют танки в локальных контратаках, что и приводит к более частым их потерям. В то же время ВСУ чаще используют танки для стрельбы с закрытых позиций.

Потери остальной бронетехники ВСУ оказались заметно больше, чем у ВС РФ, поскольку российские силы практически не используют её в своих контратаках, в лучшем случае оказывают огневую поддержку наступательных действий. ВСУ же постоянно используют БМП и БТР как для преодоления минных полей, так и для передвижения по открытой местности.

Потери различной артиллерии, миномётов и РСЗО у обеих сторон примерно равны, хотя в последние недели украинская сторона чуть больше преуспела в подавлении российской артиллерии. С 4 июня ВСУ удалось уничтожить или повредить 220 артиллерийских систем (как ствольных, так и реактивных) ВС РФ, а в сентябре же российские потери составили 51 систему против 39 у ВСУ.

У обеих сторон наблюдается острая нехватка систем противовоздушной обороны — к этой проблеме у Украины мы регулярно привлекаем внимание. Что же касается России, в последний месяц регулярно появляются новости об использовании автомобильных покрышек для защиты самолётов или о нарисованных самолётах — всё это может свидетельствовать о недостатке комплексов ПВО для прикрытия аэродромов (например, «Панцирей»).

Кроме того, последнее время широко обсуждалось, что российским силам приходится экономить боеприпасы, а ВСУ сейчас имеют некоторое преимущество в этом отношении. Тем не менее, большого влияния на ситуацию на фронте это пока что не оказывает.

Проект Ukraine Weapons Tracker обнаружил в репортаже Минобороны России реактивные снаряды для системы «Град» калибра 122 мм иранского происхождения (отметим, что на опубликованном МО РФ видео не видны маркировки). Однако впервые они были замечены у ВС РФ ещё в июне, и мы не считаем их появление в новом репортаже следствием недавней поездки российских представителей в Иран — пока неизвестно, каких новых договорённостей им удалось достигнуть.

Волонтёр проекта Oryx публикует еженедельные отчёты о потерянной обеими сторонами технике, которые мы используем в своей работе. Данные этих отчётов вполне соответствуют данным из анализа издания «Медуза».

Регулярные удары по российским складам боеприпасов в текущий момент не могут оказать решающего влияния на состояние российской обороны. К примеру, удар по ключевому складу, с которого осуществляется снабжение всего направления, в момент начала массированного наступления противника такой эффект оказать способен, но не сейчас, когда ВС РФ используют небольшие склады, а на линии фронта идут позиционные бои.

Издание New York Times и Институт изучения войны опубликовали материал о том, что российские силы якобы используют тактику «эластичной обороны»: отступают с определённых позиций, «заманивая» на них украинские силы, после чего атакуют. Мы полагаем, что всё объясняется гораздо проще. Российские военачальники больше ориентируются на производимое впечатление, а не на военную стратегию, поэтому при появлении в прессе сообщений об освобождении ВСУ очередного населённого пункта, преодолении первой линии обороны на очередном участке фронта и т. п., они возмущаются и ставят задачу подчинённым отвоевать потерянные позиции обратно любой ценой. Это приводит к «мясным штурмам», последующим прилётам по этим позициям украинских кассетных боеприпасов и дронов и огромным потерям среди личного состава.

Журналисты «Радио Свобода» изучили спутниковые снимки сервиса Planet около Мариуполя и обнаружили, что, помимо упомянутой ранее железной дороги, в этом районе Россия строит и автомобильную. Синим на снимках обозначена существующая дорога, проходящая через населённые пункты, а красным — строящаяся, расположенная на удалении от них.

В Чебоксарах за невыполнение плана по набору контрактников уволен ответственный чиновник — руководитель аппарата администрации города Андрей Петров. Несмотря на рекламные кампании и обещания больших выплат, люди не хотят идти на войну.

Телеграм-канал Grey Zone опубликовал приуроченный к 40 дням с момента гибели Пригожина и Уткина пост. По мнению автора, четыре года назад большинство россиян не знали о существовании группы Вагнера, а те, кто что-то о ней читали, полагали, что «вагнеровцы» — это военные преступники и наёмники, которые воюют на стороне тех, кто больше заплатит, а по возвращении домой начнут совершать преступления на фоне посттравматического синдрома. Далее автор делает вывод, что, по его мнению, ничего подобного не происходило и не происходит.

На самом деле, наёмники группы Вагнера — действительно военные преступники, участники незаконных вооружённых формирований, известные в том числе убийствами и пытками гражданских в Украине, Сирии и африканских странах, и в своих сводках мы регулярно освещаем преступления, которые вернувшиеся с фронта «вагнеровцы» совершали и совершают (и, мы уверены, будут совершать).

В Красноярском крае возбудили уголовное дело против бывшего наёмника группы Вагнера, подозреваемого в убийстве двух женщин. По версии следствия, он поссорился со своей 35-летней подругой, из-за чего та решила остаться дома у матери. Ночью он пришёл к дому матери, облил его бензином и поджёг. В результате пожара обе женщины погибли.

В Липецке задержан боец группы Вагнера, который, находясь в отпуске, избил свою жену и нанёс несколько ударов её 4-летней дочери от первого брака. От полученных травм девочка скончалась.

Цырен-Доржи Цыренжапов в 2020 году был осуждён в Чите на 14 лет колонии за убийство 18-летней девушки. Спустя четыре года он вышел на свободу и вновь подозревается в убийстве. По данным источников, он вернулся с «СВО». Мы считаем, что он был завербован группой Вагнера, а не Минобороны РФ, поскольку бывшие заключённые, воюющие в отрядах «Шторм-Z» МО РФ, не получают отпусков.

Западная помощь

В прошлой сводке мы сообщали, что Конгресс США принял временный бюджет на 45 дней, который не включает деньги на военную помощь Украине. Несмотря на это, в распоряжении Пентагона, по сведениям WSJ, остаются ещё 5 млрд долларов на оказание военной поддержки Украине. Вероятно, речь идёт о деньгах, «появившихся» в результате бухгалтерской ошибки.

К сожалению, на данный момент неизвестно, какие есть возможности для невоенной помощи Украине. Поддержание работы государства — например, выплаты пенсий, зарплат врачам, учителям и другим бюджетным служащим — осуществлялось, в том числе, за счёт американского бюджета.

Также в прошлой сводке мы рассказывали о блокировке Венгрией очередного транша военной помощи Украине из Европейского фонда мира. Национальное агентство по предотвращению коррупции Украины (НАПК) заявило, что после нескольких дней круглосуточных дискуссий венгерский OTP Bank взял на себя ряд обязательств, поэтому НАПК исключило его из списка международных спонсоров войны.

Журналисты издания «Агентство» подсчитали, что Россия практически перестала угрожать «красными линиями» и «ударами по центрам принятия решений». В сентябре Кремль, МИД и Минобороны ни разу не использовали эти обороты.

Появилось видео пуска украинской стороной ракеты С-200 по наземным целям. Заявляется, что от изначального комплекса остался только корпус ракеты. На кадрах видно отделение боковых блоков первой (разгонной, стартовой) ступени, визуально похожее на так называемый «королёвский крест». Это отделение благодаря специфической форме носовых обтекателей блоков происходит исключительно под напором воздуха. Такая конструктивная особенность несколько лет назад привела к неверным выводам журналистов, которые предположили, что блоки на северокорейских ракетах С-200 установлены неправильно, а ракета — на самом деле макет.

Минобороны опубликовало репортаж, в котором показаны кабрирующие вертолёты Ка-52 и штурмовики Су-25 на лиманском направлении. Вероятно, редкость появления этих самолётов на линии фронта связана с крайне низкой точностью пусков неуправляемых ракет при кабрировании. Использование высокоточных авиабомб с УМПК, запускаемых с другого типа самолётов, гораздо эффективнее.

Завтра мы планируем выпустить большое расследование о прошедшей мобилизации. Если вы СМИ или эксперт и хотите получать такие материалы под эмбарго заранее, напишите нам на info@citeam.org.