Волонтёрская сводка по мобилизации в РФ за 17–18 июня 2024
Власти и родственники мобилизованных
Жёны мобилизованных, которые выходили к зданию Минобороны в Москве, требуя встречи с новым министром Андреем Белоусовым, решили создать «НКО для взаимопомощи и взаимодействия с российскими властями», рассказала изданию «Можем объяснить» одна из участниц акции Паулина Сафронова. По её мнению, выходы на площади с цветами и другие акции себя исчерпали, поэтому добиваться своего женщины надеются, посещая кабинеты чиновников, а статус НКО должен упростить для них доступ. В НКО будут работать сами жёны мобилизованных, а деньги собирать за счёт пожертвований.
Набор в армию и реклама контрактной службы
Губернатор Брянской областиАлександр Богомаз впервые рассказал о создании территориальной обороны в регионе. По его словам, более 200 участников прошли обучение «слаженным действиям во время ЧС, оказанию первой помощи» и «другим навыкам». Богомаз утверждает, что бойцы теробороны будут носить оружие, а их задача — помогать погрануправлению, Минобороны и Росгвардии. Штабы теробороны создали в шести муниципальных образованиях области. Командует теробороной, со слов губернатора, руководитель группировки «Брянск», участвовавший в боевых действиях.
В городе Шумерля Республики Чувашия, на площадке, где проходили мероприятия, посвященные национальному празднику Акатуй, установили мобильный пункт отбора на службу по контракту.
Мобилизованные, добровольцы, контрактники
Список погибших на войне мобилизованных пополнили Денис Алексеенков из Волгоградской области, Добун Спиридонов из Якутии, Артём Матерновский из Краснодарского края, а также Антон Зубарев, Константин Бельтюков и Иван Новосёлов из Кировской области.
Также стало известно о гибели 19-летнего солдата-срочника из Пермского края Александра Русакова. Юношу призвали осенью прошлого года, он служил в Оренбурге, но весной его перевели в Белгородскую область. В мае он перестал выходить на связь, а в июне родственники узнали, что он погиб под обстрелом.
Военнослужащий 272-го мотострелкового полка Владимир Самаржиев записал обращение с просьбой к прокуратуре вмешаться в его дело. В феврале мужчина получил осколочные ранения и после первого этапа лечения его послали в часть в Мулино Нижегородской области, откуда он должен был отправиться в отпуск. Военный обратился к командиру с рапортом, но получил отказ в грубой форме. Также ему отказали в медпомощи, а его обращение в прокуратуру проигнорировали. 12 июня Самаржиев снова обратился к командиру с просьбой об отпуске и получил ответ, что его вопрос скоро решат. Но на следующий день военному сообщили, что его отправляют в зону боевых действий. Согласно приказу, из госпиталей должны забирать на фронт только бойцов отрядов «Шторм», но командиры отправляют всех подряд. 15 июня Самаржиев успел сообщить родным, что убывает на позиции, и с тех пор не выходил на связь. Вместе с ним из части на фронт отправили ещё 16 военнослужащих, у которых были проблемы со здоровьем. Ранее ASTRA сообщала о подобной практике в отношении недолеченных военнослужащих 47-й танковой дивизии.
Российский военнослужащий пропал после записи видео с рассказом о незаконной отправке на фронт. Вероятно, его перевели в нелегальный лагерь для отказников в Перевальске, рассказала изданию ASTRA супруга военного. Ей удалось выяснить у непосредственного командира мужа, что тот находится в части, которая называется «ИК-15» — это якобы бывшая колония в оккупированном Перевальске, на базе которой сформирована воинская часть. Обращение военных появилось на прошлой неделе — в нём они пожаловались на то, что их обманным путём заманили в Ростова-на-Дону, откуда вывезли в зону боевых действий, чтобы отправить на штурм. У всех военнослужащих, по их словам, имелись «уважительные причины» не участвовать в боевых действиях.
Суды, приговоры и происшествия
Суд в Одинцово Московской области приговорил бывшего участника войны к 13 годам колонии строгого режима по статье о насильственных действиях сексуального характера (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ) за сексуализированное насилие в отношении 10-летней падчерицы, сообщает правозащитный проект «Травмпункт». Проект отмечает, что ранее 32-летний мужчина ранее был судим. В сентябре 2023 года его приговорили к 15 годам колонии строгого режима по этой же статье. Согласно данным следствия, в августе 2021 года мужчина совершил сексуализированное насилие над 8-летней падчерицей, когда мама девочки была в гостях. В августе 2022 года мужчина заключил контракт с Минобороны и уехал воевать в Украину. Он пробыл на фронте до ноября, после чего вернулся домой. По возвращении, по словам супруги, он часто выпивал и проявлял агрессию к близким. В марте 2023 года в пьяном виде он вновь совершил сексуализированное насилие в отношении падчерицы. По совокупности приговоров ему назначили 18 лет колонии строгого режима.
В апреле этого года суд в Томской области приговорил местного жителя Алексея Орлова к двум годам условно за то, что тот выстрелил в своего знакомого из охотничьего ружья, чтобы попасть в колонию и там заключить контракт с Минобороны. Во время застолья Орлов рассказывал знакомому, что хочет отправиться воевать в Украину и дважды ходил в военкомат, чтобы записаться добровольцем, но его не брали из-за отсутствия местной прописки. Собутыльник посмеялся над ним, и тогда Орлов решил выстрелить в него из охотничьего ружья. Со слов потерпевшего, после выстрела Орлов бросил ружьё на лежанку со словами: «По-другому никак, ты мой билет на СВО». Суд в качестве смягчающих обстоятельств учёл желание подсудимого поехать на фронт и противоправное поведение потерпевшего, который смеялся над желанием Орлова отправиться воевать. 7 июня Орлов опубликовал в своих соцсетях фото оборудованного блиндажа, а также свои фотографии в военной форме и с оружием в руках.
Как подсчитала «Медиазона», более 10 000 российских военных обвинили в отказе от службы с начала войны с Украиной. После сентября 2022 года военнослужащим запретили увольняться со службы, а Госдума приняла поправки, ужесточающие «военные» статьи УК. С того момента в суды поступило 9059 дел о самовольном оставлении части (ст. 337 УК РФ), 627 дел о неисполнении приказа (ст. 332 УК РФ) и 339 дел о дезертирстве (ст. 338 УК РФ). Обвиняемыми по этим делам проходят 10 085 военных, 8594 из них уже вынесли приговор. Ещё на конец апреля 2024 года суды выносили приговоры по таким делам с беспрецедентной скоростью — по 34–35 приговоров в день, но уже в мае был установлен очередной рекорд по таким делам: за один месяц в суды поступило 929 уголовных дел о самовольном оставлении части (844), неисполнении приказа (43) и дезертирстве (42). Чаще всего судьи по ним выносят условные приговоры, что позволяет командованию возвращать военнослужащих на фронт. При этом число возбуждённых, но ещё не дошедших до суда уголовных дел против уклонистов неизвестно.
Московский гарнизонный военный суд приговорил мобилизованного из «ДНР» Александра Самсонова, который отказался подписывать контракт с Минобороны РФ, несмотря на принуждение командования, к пяти годам колонии общего режима за самовольное оставление части (ч. 5 ст. 337 УК РФ). В феврале 2023 года мобилизованный покинул часть, «желая выяснить свой правовой статус и получить квалифицированную юридическую помощь». В ноябре его задержали в Москве. В суде военный заявил, что не подписывал контракт с Минобороны РФ и не приносил присягу. Однако суд постановил, что подсудимый «вопреки его доводам с 1 января 2023 года имеет статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту». Суд также указал, что нарушения при мобилизации Самсонова, которые тот смог доказать, «не свидетельствуют об аннулировании последствий решений призывной комиссии».
29-летний охранник с психиатрическим диагнозом Александр Баценин получил 12 лет строгого режима за перевод 779 рублей на счет РДК. Хабаровский краевой суд признал его виновным в госизмене, но сам Баценин настаивает, что телефон, с которого переводились деньги, ему подбросили, а признание вины он подписал после избиения. «Медиазона» подробно рассказала его историю.
Верховный суд Башкирии вынес приговор в отношении группы молодых людей, обвиняемых в диверсии на железной дороге (ч. 1 ст. 281 УК РФ). По версии следствия, 22-летний Ильмир Гайсин, 21-летний Никита Иванов, 21-летний Артур Шайдуллин и 17-летний юноша, чьё имя не называется, по указанию «лица, действующего в интересах Украины», днём 12 марта 2023 года подожгли релейный шкаф на перегоне Карламан — Приуралье, шкаф выгорел полностью. В тот же день они также попытались поджечь релейный шкаф на перегоне в Уфе. Один из фигурантов получил 12 лет и 1 месяц лишения свободы, ещё двое — по 11 лет. Четвёртому, несовершеннолетнему, фигуранту назначили восемь лет воспитательной колонии.
Егора Балазейкина не выпускают из СИЗО для этапирования в воспитательную колонию из-за якобы утерянного почтой письма с документами, необходимыми для его перевода. В колонии он получит право на звонки и свидания, которых лишён в СИЗО.
Помощь
Недавно назначенная замминистра обороны России Анна Цивилёва заявила, что не менее пятой части демобилизованных нуждаются в помощи психологов и психиатров из-за ПТСР.
Прочее
В Кировском районе Перми установят киот «в память об участниках специальной военной операции». Власти планируют потратить на эти цели 1,5 млн рублей. В Татарстане на «патриотическое» воспитание потратят более 6 млн рублей. Так, Казанский национальный исследовательский технологический университет потратит 2,4 млн рублей на проведение спортивного культурно-массового мероприятия «Патриотическая школа». А ГБУ «Республиканский центр молодёжных формирований по охране общественного порядка “Форпост”» за более чем 4 млн рублей предстоит организовать две военно-патриотические смены «Рубеж».
ФАС выявила два медицинских картельных сговора на сумму 1,1 млрд рублей. Компании-нарушители договаривались поддерживать цены при участии в торгах на поставку медицинских изделий и расходных материалов «для нужд учреждений, занимающихся реабилитацией участников специальной военной операции».
Лонгриды
Издание «Вот Так» опубликовало материал о том, как в молодёжное военизированное движение Минобороны РФ «Юнармия» вербуют жителей оккупированных территорий Украины. Журналисты попытались узнать, что об этом думают сами подростки, почему они соглашаются вступать в «Юнармию», и кто те люди, которые учат детей с оккупированных территорий ненависти к Украине.