Волонтёрская сводка по мобилизации в РФ за 17–19 июня 2025 года
Заявления властей и законы
Военком Дагестана Ахмед Омаргаджиев заявил, что призыв в регионе проходит «в штатном режиме и в рамках российского законодательства», а «информация об “облавах”, распространяемая иноагентами, не соответствует действительности». Ранее проект «Идите лесом!» неоднократно сообщал о массовых рейдах на мужчин в Махачкале и других городах региона.
Набор в армию и реклама службы по контракту
Бывший мэр Печоры Валерий Серов, обвинявшийся в получении взятки в особо крупном размере, отправился на войну с Украиной. Уголовное дело в отношении Серова возбудили в 2023 году. Вместе с ним по делу проходил его заместитель Андрей Канищев. По версии следствия, Серов с Канищевым получили взятку в 4 млн рублей на выполнение работ по благоустройству в Печоре. Серов несколько раз пытался уйти на фронт из СИЗО, но получал отказы. Однако в марте ему всё же удалось подписать контракт с Минобороны, и теперь его уголовное дело приостановлено.
ASTRA сообщает, что 34-летний житель Коми Анатолий В., обвиняемый в сексуализированном насилии над своей малолетней дочерью, подписал контракт с Минобороны для участия в войне с Украиной. Инцидент произошёл осенью 2023 года, когда девочке было восемь лет. Мужчину задержали спустя почти два года — 16 июня — и предъявили ему обвинение (ч. 4 ст. 132 УК РФ). Он признал вину и согласился на предложение подписать контракт несмотря на то, что, согласно закону, контракт не может быть заключён с лицами, совершившими преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе предусмотренных п. «б». ч. 4 ст. 132 УК РФ.
Мобилизованные, контрактники и срочники
Минобороны РФ объявило о новом обмене военнопленными с Украиной. Президент Украины Владимир Зеленский подтвердил факт нового обмена, при этом число обменянных военных стороны не уточнили. Упоминания о равнозначном характере обмена в этот раз также отсутствовали. Предыдущий обмен пленными состоялся 12 июня.
Суды, приговоры, происшествия
34-летний военнослужащий из Карелии Янис Боев сбежал с позиции в районе села Дунайка Белгородской области, застрелив при этом солдата срочной службы, находившегося с ним. Имя убитого военнослужащего не раскрывается. До заключения контракта Боев нигде официально не работал и был несколько раз судим за кражи и завладение транспортным средством без цели угона.
В отношении 34-летнего военного из Волгоградской области Михаила Вальковича, ранее ранившего двух мужчин в городе Петров Вал, возбудили ещё одно уголовное дело — по статье о незаконном сбыте оружия (ст. 222 УК РФ). Издание ASTRA сообщает, что в марте 2025 года Валькович продал знакомому обрез охотничьего ружья. 8 июля вместе с оружием мужчина ушёл из воинской части и открыл огонь из автомата по двум мужчинам, которых считал приятелями любовника своей бывшей супруги. 11 июня Валькович был задержан, в его отношении возбудили дело о покушении на убийство (ч. 3 ст. 30, ст. 105 УК РФ). Ранее мужчину также судили по статьям об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, грабеже и вымогательстве.
У 20-летнего военнослужащего 41-го мотострелкового полка Дмитрия из Хакасии изъяли более 300 грамм синтетических наркотиков. По данным ASTRA, мужчина признал вину в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ст. 228.1 УК РФ). Сейчас по делу проводится проверка по этой статье, самого военного передали сотрудникам военно-следственного отдела.
Магнитогорский гарнизонный суд приговорил младшего сержанта к шести годам колонии общего режима по обвинению в самовольном оставлении части (ч. 5 ст. 337 УК РФ). По версии следствия, 17 октября 2024 года военный ушёл с полигона в Челябинской области без разрешения командования. Почти полгода он скрывался в Миассе и Ханты-Мансийском автономном округе. Его задержали 21 марта 2025 года.
СК прекратил дело о самовольном оставлении части (ч. 5 ст. 337 УК РФ) в отношении мужчины, мобилизованного в 2022 году в «народную милицию ДНР». Ещё в 2022 году после лечения он не вернулся в часть, а остался дома. 1 января 2023 года его, как и других бойцов «ДНР» и «ЛНР», включили в списки российской части как военнослужащего по контракту. Через некоторое время он был задержан в Москве. В итоге СК решил, что поскольку мужчина «выбыл из сферы воинских отношений в период существования Донецкой народной Республики в качестве самостоятельного государства», он не мог продолжить проходить военную службу в ВС РФ, а значит, не является субъектом преступлений против воинской службы.
Суд в РФ приговорил 36-летнего жителя Севастополя к 17 годам колонии за якобы попытку подорвать российский военный вертолёт Ка-27. По версии следствия, в апреле 2022 года мужчина, чьё имя не называется, был завербован Главным управлением разведки Минобороны Украины. Весной 2023 года он якобы изъял из тайника взрывчатые вещества и взрывные устройства, после чего был задержан.
Военный суд в Ростове-на-Дону назначил 20 лет колонии строгого режима гражданину Украины Дмитрию Цыплякову за участие в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ), прохождении соответствующего обучения (ст. 205.3 УК РФ), приготовлении к теракту (ч. 1 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ) и незаконном приобретении взрывчатых веществ (ч. 4 ст. 222.1 УК РФ). По версии суда, в 2024 году Цыпляков вступил в контакт с украинскими спецслужбами и начал выполнять задания куратора на территории оккупированной Васильевки Запорожской области. По утверждению ФСБ, он собирал взрывчатые вещества, планируя использовать их для «совершения подрыва». О деталях предполагаемого теракта, его целях или конкретных объектах не сообщается. Цыпляков якобы был задержан «на стадии подготовки».
В Москве супругов Дмитрия и Татьяну Туриевых, а также детского фитнес-тренера Максима Косяченко судят по обвинению в совершении пяти терактов, в том числе повлёкших значительный ущерб (пп. «а», «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ). Следствие считает, что в 2022 году всех троих завербовали украинские спецслужбы, дав им задание закупать российские сим-карты и отправлять их на территорию Украины. В феврале 2023 года все они якобы купили не менее десяти сим-карт и отправили их в Беларусь, за что получили не менее 100 000 рублей. По версии силовиков, эти сим-карты использовались в беспилотниках и предназначались для видеоконтроля работы взрывных устройств. В деле фигурирует пять терактов в 2023 году, к которым, как считает следствие, причастны Туриевы и Косяченко: подрыв грузового поезда из города Гомеля в Беларуси в мае, подрыв товарного поезда в пригороде Брянска также в мае, совершённый «аналогичным образом» в Белгородской области третий теракт 10 июня, минирование грунтовой дороги в Белгородской области и атаки на военный аэродром Шайковка с 16 по 25 августа. Дмитрий Туриев признал вину частично (в том, что отправлял сим-карты), его жена Татьяна и Максим Косяченко не признали вину в целом. Дело рассматривается в закрытом режиме.
Второй Западный окружной военный суд приговорил актёра Виктора Мосиенко к 17 годам лишения свободы по делу о госизмене (ст. 275 УК РФ) и покушении на диверсию (ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 281 УК РФ), участии в террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ) и хранении взрывных устройств (ч. 4 ст. 222.1 УК РФ). По версии ФСБ, 63-летний Мосиенко «связался с лидером» воюющего на стороне Украины «Легиона “Свобода России”» и вступил в него, а потом приехал в Белгород и извлёк из тайника самодельную бомбу. Мосиенко задержали 20 февраля 2024 года около села Красное Белгородского района, когда он в оранжевом жилете железнодорожника устанавливал под мостом взрывное устройство. Потом он якобы собирался перейти на сторону Украины. Бывший артист полностью признал свою вину.
В Ульяновской области УФСБ отчиталось о деле по статье о госизмене (ст. 275 УК РФ) в отношении композитора и экс-замминистра культуры Тувы Ильи Синкина, который ранее был арестован по обвинению в причастности к террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). По новому делу Синкина подозревают в передаче данных «о состоянии государственной границы между Россией и Монголией» Украине.
Пятерым украинским военным назначили от 14 до 16 лет заключения из‑за вторжения в Курскую область по делам о теракте (пп. «а» и «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ). Их обвинили в запугивании жителей Суджанского и Кореневского районов, а также в стрельбе по российским военным. Евгений Крайванов, солдат 17-й танковой бригады ВСУ, получил 14 лет, военнослужащие 95-й десантно-штурмовой бригады ВСУ Александр Титенко и Василий Катанюк — 16 лет, бойцы 116-й бригады территориальной обороны Александр Дудника и Наталья Балаклицкая — 16 и 15 лет. Это первый подобный приговор женщине, пишет «Пепел Курск».
Помощь
Мать воронежца Владимира Дегтерёва, который погиб во время вторжения в Украину в апреле 2024 года, обратилась в военкомат за материальной поддержкой, однако в ответ получила соболезнования, а также посылку с футболкой «Своих не бросаем» и пачку флажков «Zа наших». Когда женщина позвонила в военкомат повторно, ей ответили, что с деньгами задержка будет ещё на год.
Депутаты Екатеринбургской городской думы подготовили законопроект, позволяющий отправлять брошенные хозяевами машины на фронт. Сначала предупреждение о признании машины брошенной прикрепят к лобовому стеклу и разместят извещение на сайте администрации района. Через семь дней машину эвакуируют. Собственник сможет потребовать вернуть транспорт в течение 90 дней, по окончании этого срока машину признают муниципальной собственностью и смогут отправить на войну.
Прочее
В Усть-Луге в Ленинградской области местные власти планируют заменить мемориальную плиту, посвящённую погибшему в годы Великой Отечественной войны капитану подводной лодки Измаилу Зайдулину, на памятники участникам войны с Украиной. Памятник подводнику планируют перенести в другое место.
Лонгриды
«Север.Реалии» публикуют рассказ мобилизованного, который смог сбежать из России за границу.
Проект «Окно» рассказывает об убийствах, совершённых вернувшимися участниками войны против Украины.
The Insider выпустил материал о том, как в России массово фабрикуют новые уголовные дела против уже осуждённых политзаключённых.
«Новая Газета Европа» пишет о том, куда идут траты, направленные на патриотическое воспитание, — с начала полномасштабного вторжения они выросли в 13 раз.