Сводка за 10–12 апреля 2024 года (до 8:00 UTC+3)
Обстрелы и удары
Россия продолжает наносить удары по энергосистеме Украины: 11 апреля она, как сообщается, ракетами Х-69 полностью уничтожила Трипольскую ТЭС — самую мощную электростанцию в Киевской области. В результате этого удара компания «Центрэнерго» лишилась всех своих генерирующих мощностей: ранее была уничтожена Змиёвская и захвачена Углегорская ТЭС, также принадлежавшие компании (в сводке было ошибочно указано, что Углегорская ТЭС тоже разрушена — прим. CIT).
Теперь стало ясно, что дальность этой ракеты составляет не 290 км, как предполагалось ранее, а около 400 км. Х-69 — новая российская ракета, дальнейшее развитие Х-59МК2, и она запускается с самолётов Су-34 или Су-35. Это особенно важно, поскольку украинская сторона отслеживает в основном вылеты стратегических бомбардировщиков Ту-95 и МиГ-31, выпускающих другие дальнобойные ракеты, чтобы к потенциальным ударам могли подготовиться удалённые от России регионы Украины. Теперь же необходимо учитывать, что Су-34 и Су-35 могут запускать не только планирующие авиабомбы, но и такие ракеты. Однако Х-69 разработана совсем недавно, а значит, её запасы очевидно невелики, а недавние запуски можно назвать своего рода боевыми испытаниями.
Помимо удара по Трипольской ТЭС, вызвавшего пожар в турбинном цеху, российские силы 11 апреля нанесли удары по двум газохранилищам компании «Нафтогаз».
Из уничтожения Трипольской ТЭС, вопреки заявлению Юлиана Рёпке, совершенно не следует вывод, что у Украины закончились все ракеты для комплексов Patriot и IRIS-T. К примеру, расстояние от аэропорта Жуляны, где мог находиться один из комплексов Patriot, до Трипольской ТЭС составляет около 40 км — на таком расстоянии обнаружить и перехватить низколетящую крылатую ракету не всегда возможно. До тех пор пока российские ракеты не начнут успешно наносить удары вблизи Киева, где находятся самые современные комплексы ПВО, мы не будем готовы разделить вывод Рёпке.
Путин на встрече с Лукашенко признал, что Россия целенаправленно бомбит энергетические объекты Украины. По его словам, это ответ на украинские удары по российским НПЗ, призванный повлиять на военную промышленность.
В ночь на 11 апреля в Серебрянском лесничестве под Кременной при обстреле погиб старший пресс-офицер Минобороны майор Евгений Половодов, сопровождавший корреспондента (контужен) и оператора (ранен в ногу) телеканала «Россия-1». На видео видно, что журналисты одеты, как военные: хотя на операторе надеты джинсы, он был в военном бронежилете (нам известны случаи, когда некоторые бойцы спецназа на фронте носили джинсы), корреспондент же и вовсе полностью одет в камуфляж. Аналогично и микроавтобус «Буханка», на котором они приехали, не имеет отличительных признаков автомобиля прессы. Таким образом, украинские военные, отследившие его передвижение и наведшие огонь артиллерии или миномётов, не имели практической возможности отличить представителей прессы от обычных военных.
10 апреля у побережья Крыма упал российский вертолёт. Украинская сторона заявила, что это был Ка-27 и причина падения пока не установлена, а Минобороны утверждает, что это был Ми-24. Телеграм-канал Helicopterpilot сообщил, что официальная версия падения Ми-24 — потеря пространственной ориентировки, а источники ТАСС не исключают техническую неисправность. Ранее высказывалась версия, что крушение — результат очередного удара российской ПВО. Также непонятно, какие задачи выполнял вертолёт, не относящийся к ВМФ, у побережья. Как сообщается, экипаж погиб.
Украинский военный Роберт «Мадяр» Бровди опубликовал видео сброса с дронов военных заграждений типа «чеснок». Многие некорректно называют их «мини-ежи», делая аллюзию к противотанковым ежам, однако «чеснок» применялся ещё во времена Александра Македонского в качестве противоконного заграждения. Как правило, «чеснок» состоит из нескольких гвоздей или кусков арматуры, скреплённых в виде тетраэдра, и довольно эффективно протыкает колёса проезжающей техники. Будучи разбросанным в траве, он может применяться и против пехоты.
ФСБ неожиданно заявила о предотвращении высадки украинского спецназа на Тендровской косе в Херсонской области, о которой мы рассказывали ещё 1 марта. В отличие от предыдущего случая, этот инцидент был освещён как актуальный, без указаний на то, что он произошёл ещё 28 февраля.
Западная помощь
Европарламент отказался согласовывать аудит бюджета Евросовета до тех пор, пока Украине не передадут 7 комплексов Patriot. Отмечается, что речь идёт о бюджете за 2022 год, что делает это заявление своего рода пиар-акцией, призванной привлечь внимание к проблемам ПВО Украины.
США заявили о готовности продать Украине запчасти к успешно использующимися ВСУ ЗРК Hawk на 138 млн долларов. Отдельное согласование этих действий в Конгрессе не требуется, поскольку оборудование будет продано в рамках закона о внешних военных продажах (Foreign Military Sale), а средства на него были выделены из уже принятого Конгрессом бюджета Госдепартамента на 2024 год.
Призыв, контракт, мобилизация
Около трёх недель назад стала появляться неподтверждённая информация, что сотрудников ФСИН вербуют на войну для работы с заключёнными. Нам показалось сомнительным, что сотрудники ФСИН могут встать во главе боевого подразделения, поскольку у них нет боевого опыта. Однако 10 апреля в Госдуму был внесён проект закона, который в случае его принятия позволит отправлять сотрудников ФСИН без их согласия в «командировки в другую местность» с «переводом в другое подразделение» и возложением на них «дополнительных обязанностей». Такая обтекаемая формулировка позволит, в том числе, направлять их на линию фронта.
«Новая газета Европа» подсчитала в своей статье, что более 2500 вернувшихся с войны военных были осуждены по различным уголовным делам. В числе статей насильственные преступления, незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ, а также уклонение от армии.
Абдула Закавов из Сургута в 2019 году был осуждён на девять с половиной лет лишения свободы за разбой, но, не отбыв наказание полностью, завербовался в группу Вагнера. Отслужив по контракту, он вернулся в Сургут и совершил заказное убийство: застрелил предпринимателя на глазах членов его семьи. Закавов был арестован, но 10 апреля заявил, что планирует снова заключить контракт и отправиться на войну.
Военнослужащий из Забайкалья Виталий Безуглый, недовольный отказом своего собутыльника дать ему денег на спиртное, избил его, а потом зарезал ножом. Читинский гарнизонный военный суд признал его виновным в нанесении тяжкого вреда здоровью с применением оружия (п. «з» ч. 2 ст. 111 УК) и приговорил к трём с половиной годам колонии общего режима. Это не первый случай смягчения наказания по тяжёлым статьям за участие в «СВО». По данным из упомянутой выше статьи «Новой Газеты Европа», суды действуют таким образом в 57% случаев.
Кемеровский областной суд признал 16-летнего подростка виновным в совершении диверсии и приговорил к пяти с половиной годам лишения свободы в воспитательной колонии. По версии следствия, подросток из желания подзаработать согласился на предложение неизвестного поджечь релейный шкаф на железной дороге. Юноша безуспешно пытался убедить следствие и суд, что он не задумывался о последствиях и не имел цели подорвать экономическую безопасность и обороноспособность России.
Жена Игоря Стрелкова (Гиркина) Мирослава Регинская заявила, что её мужа утвердили на должность командира взвода в «ДНР». Эта новость вызывает удивление, поскольку осуждённые по «экстремистским» статьям не могут служить по контракту. На самом деле Регинская опубликовала отношение — ходатайство командира воинской части о принятии гражданина на военную службу в эту часть по контракту. Это стандартная практика, позволяющая влиять на распределение военнослужащих: если человек хочет служить в каком-то конкретном подразделении, он заранее устанавливает контакт с командиром части, показывает, что подходит по всем параметрам, и получает такое ходатайство, с которым идёт в военкомат. На возможность заключения контракта такой документ повлиять не может. При этом адвокат Стрелкова Александр Молохов считает, что отправка его подзащитного на фронт возможна лишь в случае оправдательного приговора или помилования президентом.
Как мы отмечали в предыдущей сводке, ситуация на разных участках фронта отличается: в одних российских подразделениях техники хватает, в других — нет. И возможны ситуации, при которых вследствие временного отсутствия техники солдат посылают на штурм, например, на небронированных грузовиках «Урал», оборудованных «мангалами» (как на этом видео из-под Работино), потому что техника не успела доехать, а атаковать надо немедленно. При этом многие пророссийские блогеры отмечают серьёзный дефицит техники. Мы сомневаемся в возможности масштабного российского наступления именно потому, что не видим накопления необходимых запасов техники.
Версию, что российские силы посылают такую технику в атаки для подготовки к «настоящему» наступлению с целью вынудить ВСУ потратить как можно больше снарядов, мы считаем несостоятельной. Обстреливать украинские позиции из артиллерии, вызывая контрбатарейную борьбу, гораздо эффективнее.
Мы полагаем, что в целом план российских сил за более чем год не изменился и состоит в том, чтобы выйти на административные границы Донецкой области. В рамках его реализации каждый командир оказался поставлен перед целью постоянно продвигаться вперёд или хотя бы докладывать о продвижении. Поэтому они посылают солдат в атаки, невзирая на большие потери.
Вероятно, российское продвижение замедлилось по двум причинам: дефицит техники и усиление контратак ВСУ, вероятно, вызванное разрешением проблемы нехватки снарядов. Чтобы такими темпами полностью захватить Донецкую и Луганскую области, ВС РФ может потребоваться около пяти лет. Несмотря на то что санкции работают плохо и Россия по-прежнему получает высокие доходы от продажи углеводородов, из-за войны в стране постепенно происходит экономическая и социальная деградация. У Украины также недостаточно сил, чтобы резко изменить ситуацию в свою пользу, однако мы не считаем, что на данный момент Россия находится в значительно более выигрышном положении.