Сводка за 28–30 августа 2024 года (до 7:30 UTC+3)
Ситуация на линии фронта
В Курской области российские силы, по данным DeepState, смогли освободить село Коренево, ранее захваченное украинскими силами.
Различные источники — как пророссийские телеграм-каналы, так и разведка США — сообщили, что ВСУ строят оборонительные сооружения на захваченной территории Курской области, а значит, Украина собирается какое-то время удерживать её. При этом линия фронта в последние дни меняется незначительно.
Исследователь Def Mon сравнил зоны боевых действий на 19 и 29 августа — согласно его карте за эти 10 дней линия фронта практически не изменилась. Продвижение в сторону села Кульбаки или отступление из Коренево не оказывают заметного влияния на общую картину.
Украинский проект «КиберБорошно» опубликовал спутниковые снимки посёлка Карыж, полуразрушенный мост через реку Сейм (всё ещё неясно, можно ли проехать по оставшейся полосе дорожного полотна хотя бы на легковушке) и подтопленную понтонную переправу рядом с мостом. Аналитики проекта полагают, что переправа подтоплена из-за ударов беспилотниками, но мы считаем, что невозможно ударами подтопить её так равномерно от берега до берега — скорее, это способ маскировки.
Мэр Льгова Алексей Клемешов заявил, что украинские войска ударили по железнодорожным путям на станции Льгов-Киевский, и опубликовал фотографию повреждённых путей. Исходя из опыта изучения кадров последствий ударов и подрывов железнодорожного полотна, мы полагаем, что на фотографии из Льгова, скорее похожи на последствия взрыва заложенного под рельсом взрывного устройства.
Власти Курской области перекрыли для гражданского транспорта трассу, ведущую из Рыльска в Курск в связи с угрозой обстрелов и ударов FPV-дронами по автомобилям. Кроме того, был ограничен въезд в Курчатов — допускаются жители города и обладатели специальных пропусков, однако эвакуация пока не планируется. Мы считаем это довольно разумным, поскольку не видим сейчас большой угрозы для Курчатова.
Несмотря на то что продолжают поступать сообщения о направлении срочников в Курскую область, мы всё ещё не можем сказать, стала ли эта практика более распространённой. Власти же начали скрывать такие сообщения. Так, во «ВКонтакте» был удалён пост об отправке в зону боевых действий срочников из 217-го полка 98-й воздушно-десантной дивизии, дислоцированной в Иваново. В качестве причины заявляется о прямом опровержении информации в посте «от экспертов, компетентных организаций».
В прошлой сводке мы рассказывали, что ВС РФ на покровском направлении прошли Новогродовку, однако она, судя по всему, по-прежнему не захвачена полностью.
После захвата сёл Мемрик и Калиново российские силы подошли к селу Лесовка, где проходит линия укреплений, и городу Селидово (до войны его население составляло почти 24 тысячи человек). Опубликована фотография, на которой российские войска водружают флаг на административном здании шахты «Котляревская» восточнее Селидово. Тем не менее водружение флага в населённом пункте не говорит о его захвате, потому что отмечались случаи, когда флаги сбрасывали с беспилотников в тех местах, куда войска противника ещё не зашли.
В честь Дня независимости и Дня Конституции Украины украинские военные даже специально поднимали флаги Украины, как заявляется, над некоторыми российскими приграничными населёнными пунктами.
Аналогично российские военные зашли в село Синьковка на купянском направлении и установили там флаг. При этом посёлок остаётся под контролем украинских сил, что не помешало российским СМИ заявить о захвате Синьковки.
В последнее время широко обсуждается Курская операция и её влияние на покровское направление. Некоторые украинские источники утверждают, что критическая ситуация там сложилась не из-за наступления в Курской области, а по совершенно другим причинам: вследствие усталости украинских военных, отсутствия полноценной выстроенной обороны, ошибок командования и некомпетентных командиров отдельных подразделений. Мы с этим не согласны и считаем, что если бы ВСУ располагали свежими подготовленными резервами на покровском направлении, то ВС РФ не смогли бы настолько быстро там продвинуться. При этом некорректно сравнивать покровское и курское направления и утверждать, что стремительное продвижение ВСУ в первые дни операции было обусловлено тем, что военные были отдохнувшими. Гораздо большее влияние на скорость их продвижения оказал эффект неожиданности и слабая оборона — напомним, что границу охраняли только срочники и пограничники ФСБ. Однако тот факт, что уже в течение длительного времени прибывшие российские войска не могут выбить ВСУ с территории РФ, на наш взгляд, говорит о том, что использованные для Курской операции резервы ВСУ были достаточно подготовленными и менее уставшими, чем подразделения, которые находятся в Донецкой области.
На вопросы журналистов, изменился ли темп российского продвижения на покровском направлении в связи с Курской операцией, Владимир Зеленский заявил, что это не так и скорость ВС РФ осталась примерно на прежнем уровне. С ним не согласны многие аналитики и исследователи. В частности, Def Mon построил график изменения темпа продвижения российских войск на основе данных DeepState и подсчитал, что с момента начала Курской операции темп продвижения российских войск на покровском направлении возрос практически в два раза. Об этом же говорят и аналитики из Black Bird Group.
Россия с момента начала Курской операции смогла захватить 145 кв. км на покровском направлении и ещё 65 кв. км на других участках фронта в Донецкой области, что значительно меньше зоны боевых действий в Курской области (более 1000 кв. км). В то же время для Украины наступление ВС РФ означает, что ещё несколько городов могут оказаться стёртыми с лица земли. Поэтому как минимум с точки зрения жителей Покровского района Донецкой области возможная выгода от плацдарма на территории РФ не перевешивает проблемы, связанные со стремительным продвижением противника.
Настолько быстрое продвижение, по заявлению пропагандиста Юрия Подоляки, выглядит очень подозрительно, он даже допустил, что таким образом ВСУ могут заманить российские силы для последующего разгрома. Нам подобные рассуждения кажутся смехотворными: мы не думаем, что украинское командование допустило бы сдачу столь укреплённых позиций для «заманивания» противника. Однако в связи с этим может возникнуть вопрос, не проиграет ли Украина таким образом всю войну. Мы считаем, что из потери части Донецкой области такое точно не может следовать — захват Покровска или Константиновки не приведёт к перелому в войне.
Мы полагаем, что решение о проведении Курской операции было в принципе правильным, но преждевременным. Если рассматривать её отдельно от действий на других участках фронта, то, безусловно, она проходит довольно успешно. Наступление подняло моральный дух украинских солдат и украинского общества в целом, показало, что украинская армия по-прежнему боеспособна и может, в том числе, перенести войну на территорию противника, а также продемонстрировало, что никаких заявленных Путиным красных линий не существует и ядерной войны опасаться не стоило. При этом, на наш взгляд, Курская операция началась в неподходящий для украинской армии момент. В ситуации, когда в Украине активно идёт увеличение личного состава, а Россия способна лишь восполнять потери, правильнее было бы отложить проведение наступления. Например, начать активные наступательные действия в середине сентября и завершить их за две-три недели до предполагаемой распутицы, чтобы далее перейти к оборонительным боям.
Для оборонительной войны необходимо заранее готовить пехотные, а не моторизированные подразделения. Для этого не требуется ждать поставок, а сразу после мобилизации можно начинать учить солдат оборонительным действиям, для которых необходимо минимальное количество техники: пехотное вооружение, противотанковые средства, минимальное количество артиллерии, дроны и небольшое количество техники для логистики и эвакуации раненых.
Для обучения пехоты достаточно двух-трёх месяцев, таким образом при ускорении мобилизации в мае у ВСУ уже в августе появились бы новые подразделения, которые можно направить для ротации на самые сложные направления (покровское и торецкое): для этого в бригаду, воюющую на том или ином направлении, вводится новый пехотный батальон, а один мотопехотный — выводится и направляется на пополнение и слаживание (это занимает около месяца). Если предположить, что для создания плацдарма в Курской области достаточно 5 тысяч человек, то необходимо таким образом поменять 10 батальонов на разных участках фронта. Начав эти действия в августе, к середине сентября можно получить 10 подготовленных батальонов.
Силами этих 10 батальонов можно провести локальную наступательную операцию (не рассчитывая идти до Курской АЭС), за неделю выйти на плановые рубежи приблизительно в 20 км от границы, чтобы тыловые службы не перегружались, а артиллерия могла доставать с украинской территории или с минимальным заходом на российскую. В случае, если позволяет тактическая ситуация и остаются резервы, можно расширить зону контроля на флангах, а если нет, то остановиться и создать плацдарм. Это без больших потерь принесёт необходимые положительные эффекты: поднимет боевой дух и продемонстрирует, что украинская армия все ещё боеспособна, а красных линий нет.
Примерно в октябре должна начаться распутица. К тому моменту будут готовы дополнительные стрелковые батальоны, которые начали подготовку летом. Эти батальоны, будучи заведёнными в Курскую область и распределёнными, в расчёте по 2 км фронта на батальон, позволят сформировать надёжную линию обороны и провести ротацию среди тех, кто начинал наступление. Размер плацдарма необходимо рассчитывать таким образом, чтобы можно было эффективно его удерживать.
Если бы изначальная группировка вторжения в первые дни не разъехалась в разные стороны, а сразу выходила на Сейм и выстраивала оборону по реке, то сейчас ситуация была бы иной. Мы ожидали, что после подрыва мостов и изоляции зоны боевых действий ВСУ за короткое время займут Глушковский район, однако этого не произошло — вероятно, из-за нехватки сил. На наш взгляд, после захвата Суджи следовало повернуть на запад и дойти до реки Сейм южнее Коренево. После чего начать заводить подготовленные пехотные батальоны и занимать оборону на захваченных рубежах, а мотопехотными подразделениями атаковать дальше на запад, продвигаясь по Глушковскому району. Точно так же уничтожить мосты, но не углубляться на восток в сторону Белгородской области, чтобы не вступать во встречные бои и минимизировать потери.
На данный момент неизвестно, есть ли у ВСУ пехотные части, подходящие для удержания оборонительных позиций. В начале июля Зеленский сообщал, что набраны 14 бригад, но для их вооружения не хватает техники. Если какая-то часть этих бригад уже подготовлена, то их можно было бы использовать для обороны.
Таким образом, на наш взгляд, проведение этой операции, начиная с середины сентября, сохранило бы элемент неожиданности, поскольку российское командование по-прежнему бы предполагало, что украинские силы планируют отбивать якобы готовящееся нападение на Сумскую область. Однако при этом оно позволило бы провести ротацию сил на покровском и торецком направлениях и выстроить там более эффективную оборону.
Стало известно, что 26 августа во время отражения массированной воздушной атаки России был потерян один из украинских самолётов F-16. Генштаб ВСУ сообщает, что во время захода на следующую цель связь с самолётом пропала и позднее стало известно, что самолёт разбился, а пилот погиб. Некролог погибшему Алексею Месю с позывным Moonfish опубликовали Воздушные силы ВСУ. Месь известен тем, что вместе с лётчиком Андреем Пильщиковым (позывной Juice, погиб 25 августа 2023 года при столкновении учебно-боевых самолётов L-39) активно давал интервью западной прессе и лоббировал поставку F-16 Украине.
По данным «Голоса Америки», в качестве причин катастрофы рассматриваются техническая неисправность, ошибка пилота и огонь по своим украинской ПВО.
В начале августа издание The Economist сообщило, что в Украину уже поставлено 10 самолётов F-16, вероятно, заменить потерянную машину можно будет достаточно быстро, но гибель пилота, обучение которого занимает много времени, — тяжёлая утрата для Украины.
28 августа было опубликовано видео, как утверждается, падения российского штурмовика Су-25. В нём показаны два летящих на разной высоте Су-25, один из которых летит очень близко к земле и отстреливает тепловые ловушки. На наш взгляд, качество видео не позволяет однозначно заключить, что самолёт разбился. Сообщений о гибели пилота мы пока не видели.
В ночь на 28 августа БПЛА атаковали нефтебазу «Атлас» в Каменском районе Ростовской области. На спутниковых снимках были видны два горящих резервуара, вечером 28 августа сообщалось о новых взрывах. На данный момент нет сообщений о том, что пожар потушен и сколько резервуаров горело.
Интенсивность пожара на нефтебазе в Пролетарске, начавшегося после атаки в ночь на 18 августа, значительно сократилась, но сам пожар все ещё продолжается.
МО РФ неоднократно заявляло, что целями атак по территории Украины являются энергетические объекты. По данным генерального директора компании «Укргидроэнерго» Игоря Сироты, в Украине не осталось ни одной ГЭС, которая бы не была атакована российскими силами. По его словам, с начала полномасштабного вторжения по генерирующим мощностям было нанесено более 130 ракетных ударов, вследствие чего гидроэлектростанции потеряли около 40% мощности, а ТЭС — более 80%.
Руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак опубликовал письмо украинской миссии МАГАТЭ, в котором сказано, что в результате российской атаки 26 августа оказались обесточены четыре энергоблока украинских атомных электростанций: 3 энергоблока Ровенской АЭС и 1 энергоблок Южноукраинской АЭС.
Украинский военный эксперт Сергей «Флэш» Бескрестнов сообщал, что украинские военные рассказывали ему о неких летающих объектах, ночью подсвечивавших позиции или сопровождавших технику зелёным лучом. Чуть позже выяснилось, что это российский беспилотник Zala с тепловизором и целеуказателем, который может наводить удары авиации и высокоточные снаряды «Краснополь».
Украинские каналы опубликовали фотографию из Курской области, на которой видна российская РЭБ «Аргумент-3», накрытая противодроновой сеткой. Поскольку сетка металлическая, она может выступить в качестве клетки Фарадея и сильно снизить эффективность этой «глушилки».
В московском метро (на станции «Славянский бульвар» и некоторых других) появились пункты вербовки на войну. Нам не вполне понятна необходимость таких действий при условии того, что, как сообщалось, число желающих заключить контракт с МО РФ в Москве выросло в два раза после атаки ВСУ на Курскую область.
По информации телеграм-канала «ВЧК-ОГПУ» со ссылкой на сотрудников московского МВД, столичным полицейским пообещали премию в размере до 50 тысяч рублей за каждого «убеждённого» заключить контракт с Минобороны. Ранее сообщалось, что в регионах полицейским выплачивают 10 тысяч рублей за каждого задержанного, подписавшего контракт с МО РФ. Опрошенные сотрудники полиции отнеслись к нововведению с недоверием, поскольку известных случаев получения подобной премии пока нет, но отметили, что такая сумма будет неплохим стимулом для рядовых полицейских при «работе» с населением.