Текстовые сводки
August 12, 2024

Сводка за 9–12 августа 2024 года (до 8:00 UTC+3)

Ситуация на линии фронта

На основной части линии фронта продолжаются продвижения российских сил:

  • на купянском направлении около сёл Песчаное и Стельмаховка (южнее Песчаного) — в последнее время на этом направлении шли бои без особых результатов, однако теперь ситуация несколько изменилась;
  • на покровском направлении ВС РФ немного продвинулись в районе села Ивановка (севернее села Весёлое) и около посёлка Желанное, стремясь расширить фланги выступа и «выровнять» линию фронта;
  • на торецком направлении российским силам удалось заметно продвинуться к востоку от Нью-Йорка и Нелеповки, а также сформировать выступ в районе Пивничного в направлении Торецка — по некоторым данным ВС РФ уже зашли на окраину города.

Мы полагаем, что, как и на покровском направлении во время боёв за Гродовку, боевые действия замедлятся при подходе к Торецку. ВСУ нет смысла держаться за маленькие посёлки, однако более крупные населённые пункты они наверняка будут стремиться удерживать.

Мы не считаем нынешние изменения линии фронта следствием происходящего в Курской области. Перемещения войск занимают некоторое время и не могут так быстро отразиться на линии фронта. За прошедшие дни мы так и не увидели переброску подразделений группировки войск «Центр», воюющей в Донецкой области.

На харьковском направлении пока нет изменений, но можно ожидать скорого улучшения ситуации для ВСУ, например, в Волчанске, поскольку подразделения ГВ «Север» продолжают перебрасывать в Курскую область.

Украинское наступление в Курской области

На курском направлении можно констатировать переход к новой фазе наступления. В первые два дня украинские силы, воспользовавшись фактором неожиданности, совершали манёвренные действия, пересекая границу в нескольких местах. Они стремительно занимали российские территории, продвигаясь к Судже и Коренево. На этом этапе численность украинской группировки, по нашим оценкам, составляла не более тысячи человек.

Далее ВСУ стали вводить на территорию РФ дополнительные силы, и сейчас мы оцениваем группировку, находящуюся в Курской области и приграничных районах Сумской, в несколько тысяч человек (но в разы меньше 10 тысяч) — такое количество нужно на данный момент с учётом того, что длина линии фронта на этом участке, по грубым прикидкам, составляет немногим менее 50 км. Если бы в операции принимали участие существенно большие силы — 10, 15 тысяч человек или более — это непременно отразилось бы на ситуации, плотность войск была бы намного выше и ВСУ могли бы продолжать наступление по всем направлениям (также была бы существенно выше интенсивность боёв).

В подкасте War on the Rocks Майкл Кофман заявил об отсутствии у ВСУ дополнительных резервов, которые можно было бы отправить в Курскую область для нового продвижения в сторону, например, Льгова. Сейчас в наступлении задействованы как новые подразделения, так и те, что были отведены с линии фронта для ротации. Судить об этом Кофман может в том числе потому, что лично встречался с украинскими военными и анализировал информацию «на земле» — всё это даёт ему лучшее понимание происходящего в украинской армии.

В сообщениях о заходе украинских сил в новые населённые пункты, как правило, упоминаются находящиеся вблизи уже захваченных — ВСУ закрепляются на занятых позициях​​, что свидетельствует о переходе операции от активного продвижения к позиционному характеру. Таким образом, кульминация украинского наступления уже позади, и теперь ВСУ формируют плацдарм, аналогичный Крынкам на левом берегу Днепра. Новый очаг напряжённости будет оттягивать на себя часть российских резервов. В зависимости от того, на какие потери готово пойти украинское командование и какие силы задействует российское, этот плацдарм может продержаться несколько недель и более.

По данным украинского обозревателя Константина Машовца, для противостояния украинскому вторжению в ВС РФ формируют новую группировку войск на основе подразделений ГВ «Север», к которым будут присоединены подразделения с других направлений. Всего, по его данным, на текущий момент на курское направление переброшены силы, сравнимые с 10–11 батальонами, то есть тоже несколько тысяч человек.

Все вышеперечисленное подтверждает невозможность дальнейшего стремительного продвижения с захватом, например, Курской АЭС. К захваченной ВСУ территории примыкает «серая зона» — там присутствуют украинские силы, но при этом полноценно её не контролируют, однако и российские колонны безопасно заехать на эту территорию не могут. Так отмечается территория эпизодического контроля — на ней действуют украинские ДРГ. Эти рейды нельзя назвать украинским продвижением, и на линию фронта они не влияют. Такая ситуация наблюдается к северу от Коренево, в Беловском районе, на Кинбурнской косе в Херсонской области и даже в Крыму.

В то же время на данный момент в экспертном сообществе нет консенсуса по поводу степени контроля Суджи украинской стороной. Вероятно, часть города контролируется украинскими силами, но оставшаяся часть является зоной присутствия. 10 августа появились видеозаписи обстрела украинских позиций на северо-востоке Суджи, но мы не можем на основании этого утверждать, что ВСУ полностью контролируют город. При этом некоторые пророссийские телеграм-каналы утверждают, что восток Суджи контролируется российскими силами.

Веским свидетельством того, что определенная территория находится под контролем ВСУ, может являться, например, видео эвакуации подбитого БТР VAB.

Сообщения об эвакуации гражданского населения от российских властей не означают, что ожидается продвижение ВСУ в этом районе, тем не менее из-за возможных рейдов эта территория заведомо опасна для мирных жителей. Мы с самого начала полномасштабного вторжения говорили о необходимости эвакуации приграничных районов.

Хотя поначалу у многих по обе стороны границы могло возникнуть впечатление, что «ВС РФ быстро их выбьют» или «ВСУ сейчас АЭС захватят», позднее стало понятно, что быстрой победы на этом направлении ни у одной из сторон не будет. В частности, пророссийские блогеры сходятся во мнении, что задействуемых Россией сил не хватает даже для устойчивой стабилизации обстановки, не говоря уже о разгроме группировки ВСУ.

Вероятно на фоне этого обсуждения пророссийский блогер и лётчик ВКС РФ Алексей «Воевода» заявил о своём желании вместо отпуска поехать воевать в Курскую область и даже, по его словам, договорился об этом с неким подразделением.

В последние дни появилось большое количество фейковых сообщений и информационно-психологических операций, создающих давление на российское общество. К примеру, появилось отретушированное фото бойца ВСУ рядом со знаком «Курськ 10» — в действительности на знаке указано расстояние в 108 км. Такие фотографии способны посеять панику у местных жителей и тех, кто пристально следит за происходящим в Курской области.

10 августа телеграм-канал «Два майора» публиковал панические сообщения о новом масштабном прорыве целой колонны украинской бронетехники, которая якобы уже продвинулась на несколько десятков километров в направлении райцентра Белая. По сведениям канала «ВЧК-ОГПУ», масштабного прорыва не было, а такую реакцию вызвал проезд двух грузовиков с артиллерийскими орудиями. Кроме того, в ночь на 11 августа пророссийский «военкор» опубликовал видео из Белой, где он не обнаружил никаких украинских военных.

Глава Беловского района Николай Волобуев заявил о проникновении украинской ДРГ через границу, однако 11 августа ситуация уже была стабильная, хотя и по-прежнему очень напряжённая.

10 августа было опубликовано видео солдат ВСУ с флагом 252-го отдельного батальона теробороны (предположительно, это недавно сформированное подразделение) около клуба в селе Пороз Грайворонского района Белгородской области (приблизительно 2,5 км от границы с Украиной). Подобные рейды также, как правило, являются частью психологических операций.

AFP публикует фотографии украинской бронетехники, как заявляется, пересекающей границу с Россией в Сумской области. Отметим, что показаны не только МТ-ЛБ и БТР, но и самоходные пушки «Пион» (с дальностью стрельбы в зависимости от снаряда до 47 км). Артиллерия важна как для удержания позиций, так и для продвижения, в том числе на флангах.

10 августа появилось сообщение, что был потерян еще один российский вертолёт Ка-52: по предварительной версии он был сбит из ПЗРК, экипаж погиб.

Российская сторона продолжает публиковать свидетельства работы авиации или барражирующих боеприпасов, но по неясным причинам мы до сих пор не видели видеозаписей ближнего боя. При этом Минобороны РФ опубликовало видео с танками Т-62М образца 2022 года, как заявляется, занимающими некие огневые позиции в особо опасных районах Курской области. Дата и место съемки этих кадров нам неизвестны. Одновременно за выходные МО РФ показало ряд старых записей, утверждая, что они свежие:

  • Ми-28Н якобы над Курской, но в действительности над Луганской и Донецкой областями;
  • Су-25 якобы над Курской, но в действительности над Донецкой областью;
  • Су-34, якобы сбрасывающий ФАБ-3000 на украинские резервы в приграничных районах Сумской области, но в действительности это июльское видео первого официального применения данной бомбы.

Подобную практику представления архивных съемок как актуальных мы наблюдаем с 2015 года и традиционно объясняем её так: сотрудники департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны опасаются случайно рассекретить не предназначенную для публикации информацию, поэтому при необходимости срочно сделать пост в телеграм-канале, нередко используют старые записи, а в некоторых случаях могут использовать и просто видео из интернета (во время войны в Сирии были случаи публикации кадров из видеоигр с заголовком «Работа российской авиации по ИГИЛ»).

Пророссийские телеграм-каналы сообщают, что в Курскую область перебрасывают подразделения аэроразведки и ударных БПЛА из Запорожской области. На этом направлении мы давно не отмечали продвижения ни одной из сторон и не считаем, что снятие части подразделений с этого участка фронта опасно для России.

Координатор по стратегическим коммуникациям Совета нацбезопасности США Джон Кирби, комментируя вопрос об использовании западного оружия на территории России, сказал, что украинцы применяют американское оружие в зоне, которая уже была ранее согласована для трансграничных ударов. По его словам, конечная цель — помочь Украине защитить себя.

Таким образом, ВСУ по-прежнему не разрешено использовать дальнобойное оружие по территории России, но в последние несколько недель мы видели несколько успешных ударов украинскими беспилотниками по складам боеприпасов и аэродромам, например, в Липецке, Воронеже и Ростовской области.

Рамзан Кадыров опубликовал видео, как заявляется, военнослужащих полка «Ахмат-Чечня», якобы уничтоживших колонну снабжения украинских войск. В ролике показаны бойцы подразделения около одного бронеавтомобиля Roshel Senator, поражённого в капот, видны боеприпасы и тела украинских солдат. Отметим, что нет ни огня, ни дыма, а кровь выглядит запекшейся. Можно предположить, что они случайно обнаружили кем-то ранее уничтоженную машину и сняли видео рядом (подобные действия «ахматовцев» ранее неоднократно фиксировались, например, в Мариуполе).

При этом некоторые части подразделений «Ахмат» (напоминаем, что есть несколько одноимённых подразделений) всё же пересеклись с украинскими военными и попали в плен.

Обстрелы и удары

Спикер ВМС ВСУ Дмитрий Плетенчук сообщил об ударе по российской газовой платформе в Чёрном море. По его словам, на этой платформе стояли различные ретрансляторы и «глушилки», а за несколько часов до удара туда завезли оборудование и военный персонал — гражданские на платформе отсутствовали. На видеозаписи удара мы не видим летящей ракеты или дрона, поэтому можно предположить, что использовался безэкипажный катер.

По данным ВС ВСУ, в ночь на 11 августа Россия атаковала Украину 4 северокорейскими ракетами KN-23, а также 57 «Шахедами». Зеленский сообщил, что в результате попадания одной из ракет по частному жилому дому в Броварском районе Киевской области погибли 2 человека: 35-летний мужчина и его 4-летний сын, ещё 3 получили ранения. Ранее ГСЧС Украины сообщила, что на дом упали обломки перехваченной ракеты.

Минобороны России утверждает, что за сутки к утру 11 августа над Курской областью были сбиты 4 ракеты «Точка-У» и 14 БПЛА. Врио губернатора Курской области Алексей Смирнов сообщает, что при падении обломков ракеты на многоквартирный дом в Курске пострадали 15 человек. Очевидцами опубликовано видео работы ПВО над Курской областью.

9 августа спецназ ГУР Минобороны Украины вновь совершил высадку на Кинбурнскую косу (Херсонская область). На видео показана установка флага на памятнике Суворову и удар беспилотниками по небольшому строению, похожему на сарай. Также заявляется об уничтожении 6 единиц российской техники и убийстве 30 солдат, но подтверждений этому не предоставлено. Это не первая подобная вылазка на Кинбурнской косе — как и ранее, её цель нам не вполне понятна.

Российская сторона утверждает, что для украинцев эта операция прошла неудачно, приближающиеся лодки были встречены огнём и выстрелами из ПТРК, также опубликованы видеозаписи с телами убитых украинских солдат.

Движение «Атеш» сообщило, что около Крымского моста усилена противовоздушная оборона и показало фотографии барж около моста, теперь установленных в два ряда.

11 августа на Запорожской АЭС загорелась градирня. Зеленский утверждает, что её подожгли российские солдаты, ТАСС — что возгорание произошло после удара дрона ВСУ. В любом случае никакой опасности для ЗАЭС на данный момент нет.

Западная помощь

Литва анонсировала передачу в августе нового пакета военной помощи для Украины. В него войдут:

  • четыре бронетранспортёра М113;
  • ЗРК малой дальности и ракеты к ним;
  • системы борьбы с беспилотниками и средства подавления дронов;
  • вездеходы и запчасти к ним;
  • различные погрузчики и прицепы;
  • винтовки, боеприпасы и дымовые заряды.

Отметим, что это не очень большой пакет помощи, аналогичный объём вооружения может быть «израсходован» в ходе наступления в Курской области.