Текстовые сводки
December 22, 2023

Сводка за 20–22 декабря 2023 года (до 8:30 UTC+3)

Ситуация на линии фронта

По данным проекта DeepState, на юге бахмутского направления в районе Клещеевки, Курдюмовки и Андреевки российские силы пытаются отбивать позиции, потерянные в ходе летнего украинского наступления.

Обстрелы и удары

В ночь на 22 декабря российские силы нанесли удар по Киеву. В результате попадания по Соломенскому району повреждён 26-этажный жилой дом: частично разрушены несколько квартир на верхних этажах, начался пожар, пострадали два человека. На снятом очевидцем видео прилёта дронов слышен странный звук работы мотора, не типичный для «Шахедов», и также совершенно не похожий на звук двигателя крылатых ракет (отметим также, что на видео не слышна работа ПВО).

Западная помощь

Вечером 20 декабря стало известно, что Конгресс США окончательно ушёл на каникулы и соберётся вновь в первый рабочий день в 2024 году 9 января, в связи с чем в этом году решение о выделении помощи Украине принято не будет. Однако, согласно различным источникам, у Украины всё ещё есть некоторая «финансовая подушка», которой хватит на 2–3 месяца.

Япония, которая по-прежнему не готова напрямую поставлять Украине вооружение, может начать передавать ракеты комплекса Patriot для пополнения запасов армии США, опустошённых поставками ВСУ. Ранее, напомним, решение об аналогичных «круговых» поставках артиллерийских боеприпасов приняла Южная Корея.

В связи со сложной ситуацией с выделением военной помощи Украине продолжаются дискуссии на тему конфискации замороженных российских активов на 300 млрд долларов. New York Times со ссылкой на высокопоставленных американских и европейских чиновников сообщает, что администрация президента США настаивает, чтобы Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада и Япония выработали стратегию по передаче этих активов к 24 февраля 2024, то есть ко второй годовщине начала полномасштабного вторжения России в Украину.

Одним из вариантов такой стратегии является признание стран, финансировавших украинскую экономику и вооружённые силы, «пострадавшими от конфликта». В таком случае заблокированные в этих странах активы будут переданы Киеву через Всемирный банк или Европейский банк реконструкции и развития.

При этом Financial Times также заявляет, что американские официальные лица хотя и считают, что такая «контрмера» может «побудить Россию прекратить агрессию», но публично поддержку передачи российских активов не поддерживают. Это связано с тем, что конфискация чревата юридическими последствиями, так как замороженные резервы ЦБ РФ защищены международным правом. Какие-либо действия с ними покажут таким странам как Китай или Саудовская Аравия, что их активы, хранящиеся в евро или долларах, не всегда могут быть в безопасности.

Генпрокуратура Германии пытается добиться конфискации российских активов стоимостью 720 млн евро, размещённых Московской биржей в Национальном расчётном депозитарии (НРД), который в 2022 году попал под санкции. В связи с этим 720 млн евро, находившиеся в банке во Франкфурте-на-Майне, попали под ограничительные меры. Как только об этом было объявлено, представители НРД попытались вывести средства, однако безуспешно. Эти действия Генпрокуратура Германии расценивает как попытку обхода санкций, что даёт формальный повод конфисковать активы.

Министр промышленности Украины Александр Камышин, подтвердивший, что Украина намерена произвести в 2024 году миллион FPV-дронов, сообщил, что за декабрь 2023 года украинская промышленность уже произвела более 50 тысяч FPV-дронов.

Появляются репортажи, показывающие строительство окопов полного профиля и блиндажей, возможно, с украинской стороны белорусско-украинской границы. Надеемся, что такие работы происходят не только на северной границе, но и на всех тех направлениях, где идут боевые действия.

Издания «Важные истории», OCCRP и Власть.kz выпустили совместное расследование о поставках хлопковой целлюлозы из Казахстана и Узбекистана в Россию. В 2022 году их объём вырос с 4 до 10 млн долларов. Целлюлоза используется для производства не только лаков и красок, но и артиллерийского пороха. Казахстан, и Узбекистан публично придерживаются нейтралитета и обещают не помогать России уклоняться от санкций, но в ответ на запросы расследователей чиновники перекладывают ответственность друг на друга. Например, Министерство иностранных дел Казахстана сообщило, что поставки хлопковой целлюлозы на российские пороховые заводы не входят в его компетенцию, а Министерство торговли и интеграции рекомендовало обратиться в Министерство промышленности и строительства. Чиновники Узбекистана и вовсе не ответили на запросы. Производители хлопковой целлюлозы заявляют, что они соблюдают законодательство и не продают товар тем, кто находится под санкциями. Российские компании-импортёры действительно не находятся под санкциями — они законно покупают целлюлозу, а потом продают её санкционным пороховым заводам.

Мы считаем, что даже если удастся полностью прекратить импорт хлопковой целлюлозы из Казахстана и Узбекистана, это значительно не снизит возможности России по производству боеприпасов. СССР освоил производство порохов из древесины ещё в конце 1930-х гг. Несмотря на то что в отличие от хлопка древесину необходимо очищать для получения целлюлозы, это достаточно простой технологический процесс, а все необходимые компоненты Россия производит самостоятельно. Поэтому в случае, если из-за санкций поставки дешёвой хлопковой целлюлозы прекратятся, российские заводы смогут переключиться на использование древесной (по всей видимости, более дорогой). Так или иначе, на данный момент масштабы производства порохов ограничены мощностью заводов, а не доступностью сырья.

Журналистка Фарида Рустамова, ссылаясь на свои источники, сообщает, что в 2024 году в России планируется набрать ещё около 400 тысяч контрактников. По словам источника, власти регионов уже получили план по контрактникам, который «будет аналогичен тому, что был в этом году, или немного меньше, но точно не больше». По нашему мнению, в этом году не удалось набрать 400 тысяч, и в следующем это также будет невозможно. Основываясь на многочисленных заявлениях региональных чиновников и военкомов, мы полагаем, что в 2023 году было набрано 150–160 тысяч добровольцев. Возможно, в 2024 году удастся набрать ещё 100 тысяч человек из тех людей, которые берут кредиты и не могут их вернуть или совершают преступления.

Кроме того, в России много формальных процедур (таких как снятие с регистрационного учёта или получение загранпаспорта) связаны с военкоматом, при каждом посещении которого мужчин уговаривают идти на войну. Иногда это происходит незаконно, например, в Оренбургской области похоронили мобилизованного Алексея Костина, который в 2021 году купил квартиру в Самаре и осенью 2022 года приехал в родное село Абдулино для снятия с воинского учёта, но сразу же был отправлен на фронт без прохождения медкомиссии. Теперь родители Костина не могут получить положенные выплаты, поскольку абдулинский военкомат утверждает, что он был зарегистрирован в Самаре, а самарский комиссариат фактически его не мобилизовывал.

Добавим также, что в громкой истории про падение глыбы льда на людей около военкомата в Люберцах Московской области в очереди стояли те, кто пришёл вставать на воинский учёт, а не пожелал добровольно отправиться на фронт.

Путин дал поручение Минобороны провести осенний призыв 2024 года с использованием электронного реестра призывников. Ранее его планировалось запустить в 2025 году. Мы предполагаем, что, используя этот реестр, осенью следующего года будет технически возможно вместо призыва провести новую волну мобилизации.