Текстовые сводки
December 11, 2024

​​Сводка за 9–11 декабря 2024 года (до 9:30 UTC+3)

Ситуация на линии фронта

На Времевском выступе, как и в долине реки Сухие Ялы, за последние дни изменений не произошло. Однако ВС РФ немного продвинулись в северной части кураховского направления, в районе сёл Сонцовка и Вознесенка.

На покровском направлении отмечаются более значительные продвижения: российские силы заметно расширили выступ в районе села Жёлтое и спрямили линию фронта южнее села Даченское. Расширение выступа на северо-запад может означать как укрепление флангов, так и начало продвижения вдоль реки Солёная примерно до села Успеновка с целью наступления на Покровск ещё и с юго-запада — со стороны посёлка Удачное. Именно на этом участке ВС РФ максимально приблизились к административной границе Донецкой области — до неё осталось около 10 км. Мы полагаем, что выход на границу является одной из целей российского командования.

На курском направлении российские силы смогли освободить село Плёхово в юго-восточной части плацдарма. По данным DeepState, они также пересекли государственную границу и заняли небольшой участок Сумской области северо-восточнее села Александрия, однако украинская погранслужба это отрицает. Как мы уже неоднократно говорили, территория вблизи границы представляет собой скорее «серую зону». В таких условиях ненадолго занять небольшую территорию или опустевшие населённые пункты в целях пиара не представляется сложным, однако о полноценном захвате речь не идёт.

На торецком, купянском и часовоярском направлениях изменений не наблюдается.

Многие исследователи отмечают замедление боевых действий на большей части линии фронта: темп наступления снизился относительно прошлых рекордных показателей.

Обстрелы и удары

10 декабря украинские силы поразили склад боеприпасов в городе Енакиево Донецкой области (к северо-востоку от Донецка, недалеко от Горловки), это подтверждается кадрами вторичной детонации (оккупационные власти даже объявили эвакуацию мирных жителей в близлежащем районе — прим. CIT). Данных о последствиях в настоящий момент нет.

Появились подробности украинской спецоперации в Керченском проливе. Её целью была не атака Крымского моста и не «прощупывание» его обороны, а выманивание российских летательных аппаратов и катеров для последующей атаки с помощью крупнокалиберных пулемётов, установленных на БЭК Sea Baby. СБУ опубликовала кадры этой атаки и заявила, что пулемёты оборудованы системами автоматического наведения и захвата цели. Качество видео не позволяет достоверно установить, удалось ли поразить российскую технику, но, по данным СБУ, полученным из радиоперехватов, вертолёты получили значительные повреждения, а среди членов экипажей есть раненые. Независимо подтвердить эту информацию пока не представляется возможным.

Ранее мы видели, что на безэкипажные катера устанавливали ракеты класса «воздух — воздух», однако подтверждений их применения до сих пор не встречали.

29 ноября украинские силы нанесли удар по ЗРК С-400 около Симферополя. Это подтвердила британская разведка, опубликовав спутниковые снимки, на которых видны два больших кратера в местах расположения установок и не менее пяти спасательных машин поблизости. Это стало вторым поражением российских С-400 за ноябрь — первое произошло 23 ноября в Курской области.

10 декабря ВС РФ нанесли удар, по предварительным данным, ракетой комплекса «Искандер» по зданию частной клиники в Запорожье. К полудню 11 декабря известно о 8 погибших и 22 пострадавших, среди которых 5-летний ребёнок (позднее один из пострадавших скончался скончался в больнице — прим. CIT). Поисково-спасательная операция продолжается, под завалами могут оставаться люди. Значительные повреждения получили офисные помещения, частная клиника и кофейня, также пострадали окружающие здания.

Мы предполагаем, что это очередной случай некачественной российской разведки — в советское время на этом месте находился Запорожский завод полупроводниковых приборов «Гамма» (также известный по номеру «почтового ящика» как 77-й), изготавливавший радиоэлектронную продукцию для космической, авиационной и атомной промышленности. После 1991 года завод был объявлен банкротом и пришёл в упадок, а его корпуса были переоборудованы под коммерческую недвижимость.

ВС РФ продолжают развивать меры борьбы с украинскими беспилотниками. Во-первых, российские инженерные подразделения начали натягивать противодроновую сетку вдоль дорог, получая таким образом защищённые коридоры, также оборудованные системами РЭБ. Насколько эффективны такие меры, пока неизвестно.

Во-вторых, украинский военный эксперт Сергей «Флэш» Бескрестнов показывает, что российские военные стали устанавливать на некоторых дорогах «светофоры воздушной опасности», сигнализирующие о нахождении поблизости вражеских беспилотников. Уровень точности используемых детекторов, частота ложных срабатываний или пропусков угроз также пока неизвестны.

В-третьих, российские военные начали переделывать 5,45-мм патроны для АК-74 с наименее нужными в боях трассирующими пулями для борьбы с БПЛА. Для этого они переснаряжают их стальными шариками для подшипников или свинцовой охотничьей картечью, фиксируя круглые «пули» в термоусадочных трубках.

9 декабря в Киев приехал лидер немецкого оппозиционного блока ХДС/ХСС Фридрих Мерц, основной претендент на должность следующего канцлера Германии, и встретился с Владимиром Зеленским. Он заявил, что поддерживает передачу Украине крылатых ракет Taurus, но подчеркнул, что этот вопрос требует согласования с США и европейскими союзниками. По его мнению, действующие ограничения вынуждают Украину воевать «с одной рукой за спиной», поэтому их необходимо снять.

Война в Сирии

По-прежнему нет признаков эвакуации российских военных баз в северо-западной Сирии. На спутниковых снимках Maxar и Planet Labs от 9 декабря видно, что российские корабли находятся на удалении 8–12 км от порта Тартус, вне досягаемости миномётов и артиллерии. По мнению аналитика Фонда Карнеги Дары Массикот, на данный момент количество кораблей около порта Тартус и самолётов на авиабазе Хмеймим значительно меньше, чем необходимо для эвакуации. Мы по-прежнему полагаем, что пока дальнейшая судьба баз остаётся неопределённой, российские силы могут постепенно вывозить оборудование, однако стремительного бегства ожидать не стоит.