Сводка за 10-11 февраля (до 10:00)
Итоги недели
В течение всей недели продолжаются кровопролитные бои под Угледаром и в районе Кременной. В интернете появляется всё больше гневных постов и обращений по поводу неправильных действий российского командования на угледарском направлении, которые уже привели к огромным потерям техники и личного состава. Появились спутниковые снимки за 10 февраля, на которых по следам артиллерийских обстрелов можно судить об интенсивности боевых действий. На снимках видно, что, будучи отброшенными от дачного массива к югу от Угледара, российские силы предприняли попытки обойти город с востока (двигаясь от Никольского), чтобы наступать с северо-востока. Однако украинским силам удаётся раз за разом уничтожать наступающие колонны с помощью артиллерии.
Основные продвижения, хотя и довольно скромные, были в районе Бахмута, который российские силы по-прежнему стремятся отсечь от путей снабжения.
На севере от Бахмута наступление происходило со стороны Соледара и Красной горы в сторону Зализнянского. А к югу от Бахмута российские войска продвинулись в сторону Ивановского, захватив которое, они перережут трассу на Константиновку. Это небольшое продвижение тоже стоило российской армии больших потерь личного состава и техники.
В сводке Генштаба ВСУ на утро 11 февраля было заявлено, что в ходе массированного обстрела, произошедшего 10 февраля, по территории Украины были выпущены 32 зенитные управляемые ракеты из комплексов С-300 и 74 крылатые ракеты («Калибр», Х-555 и другие); 61 крылатая ракета была сбита украинской ПВО. Также ВС РФ нанесли 59 авиационных ударов, 28 из них — с применением БПЛА типа Shahed-136; 22 (или, по данным Воздушных сил, 20) беспилотника было сбито. Некоторые из беспилотников, участвовавших в вечерней атаке, смогли поразить объекты энергетической инфраструктуры в Днепропетровской области; масштаб повреждений пока неизвестен. Отметим, что, в отличие от предыдущих случаев, за этой вечерней атакой дронами не последовал утренний ракетный обстрел.
Аналитики из Conflict Armament Research (занимаются изучением оружия, применяемого в ходе различных военных конфликтов) изучили беспилотники Shahed-131 («Герань-1») и обнаружили, что в них используется боевая часть нового типа, состоящая из 18 снарядоформирующих зарядов (овальные элементы на фото). При срабатывании каждый из вогнутых овальных элементов формирует по т. н. ударному ядру при помощи кумулятивного эффекта. Такая боевая часть является более эффективной, чем осколочно-фугасная (осколки разлетаются в стороны, но быстро теряют энергию в воздухе) или обычная кумулятивная (как у Shahed-136), которая способна пробить броню только по направлению прилёта. В случае применения БЧ нового типа ударные ядра разлетаются в разные стороны на десятки метров. Кроме того, эксперты отметили, что на эту новую боевую часть закрепили готовые поражающие элементы в виде кубиков, чтобы добавить и осколочное действие. Эксперты сделали вывод, что боевая часть дрона Shahed-131 была модифицирована для более эффективного поражения достаточно крупных объектов энергетической инфраструктуры.
Один из попавших в плен морпехов из 155-й бригады рассказал, что он раньше служил на большом десантном корабле, собирался перевестись в группу патрулирования акватории, но был отправлен на фронт в составе морской пехоты. После публикации этого видео в соцсетях появилось большое количество свидетельств перевода в ряды пехотинцев из небоевых подразделений (инженеры, моряки). Это очевидным образом свидетельствует о сильной нехватке личного состава.
Участие в боевых действиях под Угледаром принимают не только 155-я и 40-я бригады морской пехоты, но и 14-я бригада спецназа ГРУ и другие подразделения (не «элитные»). Появилось подтверждение гибели командира этой бригады полковника Сергея Полякова в ночь со 2 на 3 февраля под Угледаром.
Стало известно о гибели ещё одного мобилизованного, капитана запаса Алексея Михарева. Он был выпускником Ярославского зенитного училища, то есть его специальностью были системы ПВО, однако в ходе «спецоперации» он был назначен на должность командира роты мотострелкового полка, что весьма далеко от его профиля.
10 февраля прошло ровно 40 дней с момента происшествия в Макеевке, в связи с чем в соцсетях стали публиковаться новые некрологи. В списке CIT уже 107 имён погибших при ударе по ПТУ №19.
Всё чаще становится известно о случаях, когда местные жители возмущаются торжественными похоронами заключённых, погибших в рядах группы Вагнера. Например, администрация посёлка Жирекен, расположенного недалеко от Читы, отказалась предоставить Дом культуры для проведения похорон. Местные жители хорошо помнят, как погибший заключённый убил своего соседа с особой жестокостью, и возмущены похоронами убийцы «как героя» за счёт местного бюджета.
Вечером 10 февраля в районе аэродрома Мелитополя были зафиксированы многочисленные взрывы. Пророссийские телеграм-каналы пишут о «прилётах Хаймарсов», заявляют о большом количестве погибших (в том числе гражданских лиц) и уничтоженной технике, но подтверждений мы пока не видели.
Также вечером 10 февраля была опубликована видеозапись, на которой надводный беспилотник атакует мост через Днестровский лиман в посёлке Затока Одесской области, который находится вдалеке от всех районов боевых действий. На данный момент неизвестно, насколько сильно была повреждена опора моста. Высказываются предположения, что удар нанёс российский надводный беспилотник, но так ли это и в чём был смысл такой атаки (маленький беспилотник не способен нанести большой ущерб капитальному сооружению), пока неясно.
В одной из прошлых сводок мы рассказывали, что по пророссийским телеграм-каналам распространяется миф, что украинские военные якобы отрезают погибшим иностранным добровольцам головы и кисти рук, чтобы осложнить их идентификацию и скрыть количество потерь. 10 февраля председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил, что украинские военные отрубают руки и головы погибшим польским наёмникам, чтобы скрыть потери.
Известный американский журналист Сеймур Херш, получивший Пулитцеровскую премию за материалы о военных преступлениях американцев в войне во Вьетнаме, как правило, занимает антиамериканскую позицию. Он опубликовал статью, в которой, ссылаясь только на один анонимный источник и не приводя других доказательств, заявляет, что подрыв газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» организован американскими властями и осуществлён с помощью норвежских ВМС. Журналист Алексей Ковалёв, известный в том числе по проекту «Лапшеснималочная», опубликовал в издании «Медуза» подробный разбор этой статьи.
Самое важное, что мы узнали за неделю. Во-первых, никто больше не сомневается, что анонсированное масштабное наступление России уже идёт. Косвенно это подтверждают «Медиазона» и «Русская служба Би-би-си», которые вместе с командой волонтёров занимаются подсчётом российских потерь по некрологам. Они отмечают, что с середины января темп потерь начал расти и сейчас держится на достаточно высоком уровне.
Во-вторых, никаких признаков скорого начала второй волны мобилизации мы не видим. Вероятно, Путин понимает, что её объявление — это политически опасный шаг, и его пытаются отсрочить, забирая людей из любых возможных мест. Например, заключённых теперь набирает не группа Вагнера, а Минобороны России, а моряков забирают служить морпехами. Напомним, что украинская разведка предполагала, что последним сроком начала второй волны мобилизации может стать конец февраля.
В-третьих, как мы видим, российские войска продолжают пытаться атаковать Угледар, на направлениях на Кременную и Сватово и вокруг Бахмута. Скорее всего, эти направления останутся самыми горячими точками и на следующей неделе.
Отметим любопытное видео беседы Семёна Пегова из проекта WarGonzo и Евгения Пригожина, в ходе которой Пригожин говорит буквально следующее: «Если нам надо идти до Днепра, то тогда года на три, а если нам надо закрыть ДНР-ЛНР, то надо ещё хотя бы годика полтора-два поработать». Таким образом сторонников войны готовят к тому, что война будет продолжаться долго.