Текстовые сводки
January 20

​​Сводка за 17–20 января 2025 года (до 10:00 UTC+3)

Ситуация на линии фронта

На Времевском выступе начались бои за посёлок Великая Новосёлка, где за последние дни ситуация ещё больше осложнилась. После того, как российские войска продвинулись от села Новый Комар, Великая Новосёлка оказалась окружённой уже с трёх сторон (с четвёртой находится река Мокрые Ялы). Дорог для отступления не осталось, однако украинские военные могут пересечь реку, бросив технику. Мы допускаем, что в действительности ВСУ уже оставили Великую Новосёлку, но подтверждений этого пока нет. В любом случае, захват посёлка осуществится в ближайшие дни: для ВСУ нет никакого смысла удерживать его.

Отчасти схожая ситуация наблюдалась в Курской области при атаках ВСУ на Глушковский район. Тогда российские силы выходили из опасного района, пересекая неглубокую реку Сейм.

Оставшуюся часть выступа в окрестностях Курахово вместе с южной частью покровского направления многие исследователи называют новопавловским направлением по названию расположенного к западу от этого участка фронта села Новопавловка Днепропетровской области.

В районе посёлка Зеленовка в долине реки Сухие Ялы ВСУ ведут арьергардные бои и отбили у ВС РФ часть позиций, чтобы позволить подразделениям, находившимся в селе Дачное, покинуть выступ без существенных потерь.

На покровском направлении российские силы продолжают постепенно продвигаться на западном фланге около посёлка Котлино и села Песчаное.

На курском направлении ВСУ смогли отбить у ВС РФ позиции в селе Махновка под Суджей.

Село Русское Поречное в северной части украинского плацдарма практически с начала Курской операции ВСУ находилось в «серой зоне», фактически на передовой, и, в отличие от Суджи, не было оккупировано и не находилось в тылу ВСУ. Даже сейчас, после контратак ВС РФ, оно всё ещё не подконтрольно российским силам, а относится к «серой зоне».

Как заявляется, именно после захода в это село российские военные в подвалах домов обнаружили тела семи мирных жителей, которые, судя по степени разложения (осторожно, шокирующие кадры без цензуры), пролежали там несколько месяцев. В связи с этим установить причину смерти и возраст погибших без экспертизы почти невозможно (к примеру, один из солдат говорит о гематомах, но, скорее всего, речь идёт о трупных пятнах; также нельзя исключать, что тела могли быть повреждены животными), а заявления о расстреле пока ничем не подтверждены.

Обнаружившие тела солдаты заявляют, что у некоторых связаны руки, однако опубликованное видео не позволяет это подтвердить. В противоположность этой ситуации на видеозаписях, снятых в Буче, чётко видны связанные за спиной убитых руки.

Несмотря на тот факт, что Русское Поречное не было оккупировано ВСУ, российские телеграм-каналы и официальные лица обвинили в гибели этих людей украинских военных, а СК РФ возбудил уголовное дело по статье о теракте.

Мы неоднократно подчёркивали, что российская сторона не уделяла достаточного внимания эвакуации мирных жителей из зоны боевых действий и что им приходилось покидать её самостоятельно, при этом неоднократно поднимался вопрос отсутствия гуманитарных коридоров. В наибольшей опасности были жители попавших на передовую населённых пунктов, которые постоянно находились под обстрелом различных вооружений, в том числе площадных. Операторы БПЛА в некоторых случаях могли принять мирных жителей за переодетых военных — в ходе Курской операции неоднократно фиксировались случаи использования военными гражданской одежды. Военные (с обеих сторон) могли по ошибке атаковать спрятавшихся в подвале людей, приняв их за военных — в процессе зачистки захваченных позиций противник может встретиться в любом укрытии. Помимо этого, укрывающиеся в подвале мирные жители могли погибнуть от холода, недостатка пищи и воды или полученных ранений. Эвакуация раненых с передовой крайне сложна, поэтому получить медпомощь после попадания под обстрел мирным жителям практически негде.

Совокупность всех этих обстоятельств не даёт понять, что именно произошло с погибшими, и склониться в сторону той или иной версии.

Журналисты Deutsche Welle взяли интервью у представителя военной комендатуры оккупированной части Курской области офицера ВСУ Алексея Дмитрашковского. В нём он рассказал, что на этой территории сейчас находятся около 2 тысяч гражданских, большая часть из которых — дети и пенсионеры. В результате боевых действий с августа 2024 года погибли как минимум 36 мирных жителей, ещё 100 человек получили ранения. Всего по разным причинам умерли 112 человек, 40 из которых скончались от сердечно-сосудистых заболеваний. Эти данные не окончательные, потому что боевые действия в Курской области продолжаются и в разрушенных домах могут оставаться пока не найденные тела погибших жителей региона.

Всё это в очередной раз подтверждает, что властям необходимо не просто помогать гражданским покидать зону боевых действий и соседние районы, но и проводить принудительную эвакуацию, поскольку многие недооценивают опасность и надеются переждать бои и обстрелы в подвалах.

Военным же во время боёв за населённые пункты, в которых до сих пор находятся мирные жители, необходимо соблюдать требования международного гуманитарного права, носить военную форму со знаками различия и передвигаться на военной технике. Использование военнослужащими гражданских автомобилей ставит под угрозу безопасность мирных жителей, затрудняя идентификацию противника операторами беспилотников.

Опубликована видеозапись с двумя российскими военными, которые идут по грунтовой дороге через поле и при ходьбе опираются на костыли или палки. Мы часто в последние месяцы слышали жалобы от российских военных на то, что их недолеченными отправляют на фронт, но это первый раз, когда мы видим таких солдат прямо на передовой, где их обнаруживают и уничтожают беспилотники. Ранее сообщалось о солдатах с ранениями или на костылях в ближнем тылу.

Появилось очередное свидетельство использования российскими силами на передовой старых БТР-50. До этого мы последний раз видели их на фронте в мае 2024 года.

Одновременно с этим большая колонна российской техники, которой было бы достаточно для укомплектования батальонно-тактической группы, был замечена в Мали. На опубликованных фото и видео насчитано более 130 единиц техники, в том числе:

  • 7 танков Т-72Б3М;
  • 50 единиц бронированной колёсной техники;
  • 7 БТР-82А;
  • 5 БМП-3;
  • около 60 единиц колёсной техники;
  • 8 или 9 автомобилей «Газель»;
  • пикапы, включая бронированные Toyota Land Cruiser 70;
  • несколько гаубиц Д-30;
  • 2 речных патрульных катера.

За рулём этой техники, судя по всему, находятся местные жители. Команда Frontelligence Insight совместно с исследователем Casusbelli установила, как вся эта техника оказалась в Мали. Перевезти её авиатранспортом довольно сложно из-за удалённости не только от РФ, но и от военных баз в Сирии. Кроме того, переброску самолётами заметили бы исследователи, изучающие авиационный трафик. На некоторой технике виден «индекс негабаритности» — маркировка, используемая при перевозке по российским железным дорогам. По данным от источников, эта техника «засветилась» при пересечении границы между Мали и Гвинеей, а место съёмки вышеупомянутых визуальных материалов находится около столицы Мали Бамако. Поскольку у Гвинеи есть выход к Атлантическому океану, можно предположить, что техника была доставлена морским путём. Изучив данные о морских перевозках, исследователи обнаружили российские суда «Адлер» и «Сияние севера», которые, отправившись из Мурманска в начале декабря 2024 года, пришли в порт Гвинеи.

На момент отправки техники из Мурманска режим Асада ещё не пал, а значит, эта техника с Сирией не связана. У многих представителей российской провоенной общественности кадры с современной военной техникой в Африке вызвали сильное возмущение, поскольку на фронте в Украине зачастую используется устаревшая военная техника, а местами заметен её дефицит. Будет ли техника в Мали использоваться местными вооружёнными силами или Африканским корпусом МО РФ, неясно.

В различных телеграм-каналах появилось несколько видеозаписей с российскими солдатами из 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, демонстрирующими отрезанные человеческие головы. Первая видеозапись показалась сначала подозрительной, однако последующие не вызвали сомнений в достоверности происходящего. Напомним, что в прошлом году 155-я бригада морской пехоты уже была замечена в похожем инциденте в Белгородской области. Не исключаем, что военнослужащие этой бригады зарабатывают на подобных видео, производя их специально для потребителей гуро-контента (связанного с максимальной жестокостью).

14 января в Сенате состоялись слушания по утверждению Пита Хегсета на пост министра обороны США. После вступительного слова кандидата сенаторы получили по 7 минут для того, чтобы задать ему вопросы. Кандидатура главы Пентагона имеет особую важность, поскольку он, наряду с Дональдом Трампом, будет определять политику США в отношении России и Украины. Его решения окажут влияние на ход боевых действий, мировую безопасность и развитие международных конфликтов. Назначение министра обороны США ожидается 22 или 23 января — вскоре после инаугурации Трампа, и хотя прошедшие слушания не были окончательными, всё указывает на то, что Хегсет будет утверждён. При этом важно помнить, что в прошлую каденцию Трампа многие из его министров и других назначений быстро теряли доверие президента и лишались своих должностей.

Напомним, что у Хегсета есть боевой опыт: он служил в Нацгвардии, но никогда не занимал высоких позиций; максимальный размер подразделения, которым он командовал, составлял примерно 150–200 человек (рота). В резерв он вышел в звании капитана, позже получив звание майора. В США наличие у министра обороны боевого опыта не редкость в отличие от России.

Пожалуй, самые острые вопросы в ходе слушаний задала сенатор от штата Иллинойс, демократка Тэмми Дакуорт. Она попыталась показать, что Хегсет не обладает достаточной квалификацией для должности министра обороны. Как и Хегсет, Дакуорт служила в Национальной гвардии (в т. ч. в Ираке) и вышла в запас в звании подполковника в 2014 году, отслужив 22 года — на 10 лет больше, чем Хегсет. Поскольку во вступительной речи Хегсет заявил, что одной из приоритетных его задач на посту министра обороны станет борьба с «коммунистической китайской угрозой» в Индо-Тихоокеанском регионе, Дакуорт попросила его назвать страны, входящие в АСЕАН или хотя бы их количество. Однако Хегсет уклонился от ответа, упомянув лишь не входящих в АСЕАН союзников США в регионе: Южную Корею, Японию и альянс АУКУС с Австралией. Неспособность Хегсета назвать ключевые государства, за влияние в которых соперничают КНР и США, показывает, что его знаний недостаточно для должности главы Пентагона.

Кроме того, Дакуорт попросила Хегсета назвать три вида основных соглашений по национальной безопасности, которые подписывает лично министр обороны. На что он неуверенно ответил: «Возможно, вы имеете в виду НАТО». Это неверный ответ, центральную роль министр обороны США играет в трёх следующих видах соглашений: соглашение о статусе сил (SOFA), соглашение о приобретении и взаимном обеспечении (ACSA) и договоры о сотрудничестве в области торговли вооружениями.

Касательно войны в Украине Хегсет в своей вступительной речи заявил, что США завершат войны так, чтобы освободить ресурсы и сосредоточиться на более серьёзных угрозах. Из этих слов можно сделать вывод, что США волнует не столько судьба Украины, сколько необходимость тратить на эту войну большие деньги.

17 января в ходе визита в Россию президент Ирана Масуд Пезешкиан подписал с Владимиром Путиным договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между странами. В общих чертах соглашение похоже на аналогичный договор, заключённый властями РФ с КНДР в июне 2024 года, но отличается отсутствием обязательств по взаимной обороне. Это, вероятно, связано с тем, что Северная Корея обладает ядерным оружием и угроза нападения на неё минимальна. В то же время Иран не располагает ядерным арсеналом, и риски вооружённого конфликта для него ныне достаточно велики. Путин, очевидно, не готов участвовать в ещё одном военном конфликте, но стремится показать, что Россия не изолирована, что её связи с другими странами укрепляются и у неё имеются крупные стратегические партнёры. Новое соглашение принципиально не отличается от договора, заключённого в 2001 году, и, возможно, призвано продемонстрировать, что Трамп не сможет внести раскол между Россией и Ираном. Кроме того, Путин может использовать данный договор для давления на Израиль и через него — на американскую администрацию, пригрозив в случае невыполнения каких-либо требований поставить Ирану современное вооружение, например, истребители Су-35. Появления иранских военнослужащих на украинском фронте мы определённо не ожидаем.

На вооружении у солдат ССО Украины были замечены современные приборы ночного видения третьего поколения AN/PSQ-42, разработанные для армии США компанией L3Harris. Устройство сочетает в себе технологии усиления изображения (как в классических ПНВ) и тепловизионной съёмки, объединённые в одном приборе. Очки были приняты на вооружение армии США в 2019-м и впервые были использованы в боевых условиях во время эвакуации из Афганистана в августе 2021 года.

Появилась видеозапись, на которой в войсковой части 55115 Кызыла в Тыве двое сотрудников военной полиции избивают дубинками и пытают током военнослужащих. До избиения мужчины находились в больнице, но их решили отправить на передовую недолеченными. Военнослужащие этим возмутились, за что их и начали избивать. Применение насилия к российским военным не является чем-то необычным, но этот случай стал особо заметным и вышел на федеральный уровень — член Совета по правам человека при президенте России Александр Коц сообщил, что сотрудник военной полиции задержан и помещён под стражу, в отношении него возбуждено уголовное дело. Мы уверены, что даже если в этом случае виновный понесёт наказание, в целом на ситуацию с насилием в российской армии это не повлияет.

Институт изучения войны утверждает, что с момента начала участия северокорейских военных в крупных боевых действиях в начале декабря 2024 года их потери составляли примерно 92 человека в день, и предполагает, что все военные из КНДР в Курской области будут уничтожены через три месяца. Мы не согласны с такой оценкой: даже если исходные данные верны, война — нелинейный процесс, и подобная экстраполяция к ней не применима.

Поддержите команду CIT на нашем сайте или через «Патреон».