Текстовые сводки
July 3

Сводка за 1–3 июля 2024 года (до 8:30 UTC+3)

Ситуация на линии фронта

Российские силы смогли, наконец, захватить микрорайон Канал — восточную часть Часова Яра, отделённую от основной части города каналом Северский Донец — Донбасс. Это подтверждает пророссийский телеграм-канал «Архангел спецназа» и сообщает, что микрорайон взят под контроль 98-й воздушно-десантной дивизией ВДВ. Также появилась видеозапись, геолоцированная непосредственно рядом с каналом, на которой в одном из полуразрушенных зданий военные держат флаг ВДВ и российский флаг. Украинский обозреватель Константин Машовец также говорит, что, судя по всему, восточная часть Часова Яра полностью захвачена. А заявления Юлиана Рёпке о том, что ВСУ выбили ВС РФ из микрорайона Канал оказались недостоверными (3 июля он заявил, что падение микрорайона неизбежно после выхода российских военных на его западную окраину — прим. CIT).

Также российским силам удалось немного продвинуться на торецком направлении: к югу от Торецка они смогли подойти к посёлку Нью-Йорк и, по некоторым данным, даже захватить его южную часть. В качестве возможной причины этого вновь указывается успешная атака во время ротации украинских сил.

Активизация на этом направлении, возможно, связана с тем, что российским силам стало труднее продвигаться на очеретинском направлении. Однако такое «распыление» ресурсов, по мнению Машовца, плохо влияет на наступательный потенциал ВС РФ.

На донецком направлении ВС РФ, используя тактику «выдавливания», смогли спустя чуть ли не два месяца занять большую часть Красногоровки (севернее Марьинки).

Хотя таким образом и получается продвигаться, неся большие потери, назвать эту тактику успешной невозможно: захват желаемых областей Украины при подобных темпах займёт долгие годы. Даже у такой большой страны, как Россия, на столь длительные боевые действия вряд ли хватит ресурсов.

Украинский журналист Юрий Бутусов рассказал о проблемах ВСУ на этом направлении. По его словам, командир 59-й мотопехотной бригады недостаточно компетентен для занимаемой должности: комбриг не должен заниматься микроменеджментом и ставить задачи конкретным штурмовым группам, операторам БПЛА или артиллерийским расчётам. Именно плохое управление хорошо подготовленными бойцами привело, по его мнению, к трудностям у обороняющихся украинских сил и позволило российским войскам подвинуться в Красногоровке.

Украинский военный эксперт Сергей «Флэш» Бескрестнов отмечает, что в последнее время российские силы достигли некоторых успехов в противостоянии украинской РЭБ: они стали чаще применять FPV-дроны, работающие на частоте около 500 МГц, а «глушилок» для таких частот у ВСУ не хватает. Он также приводит видео от проекта «Судоплатов», на котором такой дрон уничтожает украинский пикап с системой РЭБ, работающей на полосе частот от 700 до 1020 МГц. Напомним, что ранее «судоплатовцев» критиковали за выпуск большого числа одинаковых дронов, глушить которые было довольно просто для ВСУ.

Западная помощь

Министр обороны Украины Рустем Умеров встретился в Вашингтоне с главой Пентагона Ллойдом Остином, который в ходе встречи анонсировал новый пакет военной помощи от США в размере 2,3 млрд долларов. В него войдут, среди прочего, ракеты для систем ПВО Patriot и NASAMS — их поставят в ускоренном режиме — а также противотанковые ракеты и артиллерийские снаряды.

Такую большую сумму некоторые связывают с недавними обещаниями поставить Украине ещё один комплекс Patriot. Ранее сообщалось, что этот обещанный комплекс расположен в Польше, которая отказалась передавать Украине системы ПВО, чтобы не ослаблять свою защиту.

Обстрелы и удары

Российские силы нанесли новые удары «Искандерами» по территории Украины. 1 июля кассетными баллистическими ракетами ОТРК «Искандер-М» был поражён аэродром Миргород в Полтавской области — судя по кадрам МО РФ с БПЛА, уничтожены минимум 2 Су-27, а ещё 4, вероятно, повреждены. Почему в очередной раз российские разведывательные беспилотники так спокойно летают в глубоком украинском тылу, неясно. Ранее сообщалось, что для выявления этих БПЛА стали применяться радиочастотные анализаторы, а сбить их довольно просто, однако либо на этом аэродроме не было зениток, либо военные не смогли вовремя заметить беспилотник.

2 июля был нанесён удар такими ракетами по аэродрому Полтава, однако несмотря на сообщение о поражении одного Ми-24, по данным украинских источников, все вертолёты уцелели.

Вечером 1 июля ВСУ нанесли ракетный удар по объекту Черноморского флота РФ в районе мыса Фиолент в Севастополе, оккупационные власти заявили о перехвате четырёх украинских ракет. Издание ASTRA сообщает, что одна из ракет попала в Центр материально-технического обеспечения ЧФ РФ, а по данным телеграм-канала «Досье Шпиона», целью атаки был склад БПЛА «Shahed», на котором их было уничтожено около 90 штук.

Наша команда опубликовала материал, показывающий, что ослабление ограничений на удары высокоточным западным оружием по объектам на российской территории привело к резкому сокращению ракетных ударов по Харькову, а, значит, сохранило множество жизней мирных граждан. Только с начала 2024 года город подвергся как минимум 17 атакам с применением ракет комплексов С-300/400, в результате чего 35 человек погибли, а ещё 205 получили ранения. Интенсивность ударов возросла с началом российского наступления в Харьковской области, и с 10 по 31 мая ВС РФ нанесли минимум шесть ракетных ударов. 30–31 мая стало известно, что американская администрация разрешила Украине атаковать представляющие непосредственную угрозу объекты в приграничных регионах России, а уже 1–2 июня ВСУ нанесли удар по батарее ЗРК С-300/400 в Белгородской области, уничтожив минимум 2 пусковых установки, 2 РЛС и несколько тягачей. В результате за прошедший месяц ни одной атаки ракетами этого комплекса по Харькову не зафиксировано (а по Харьковской области нанесено лишь два таких удара, и оба без пострадавших). Дальность разрешённого к использованию по российской территории РСЗО HIMARS составляет около 80 км, поэтому российским силам пришлось отвести комплексы С-300 на большее расстояние, откуда они уже не могут обстреливать Харьков.

Мы считаем, что полное снятие запрета на использование западного оружия поможет сохранить ещё больше жизней украинских мирных жителей. На данный момент Россия применяет по Харькову и другим населённым пунктам Украины авиабомбы с комплексом УМПК и универсальные межвидовые планирующие боеприпасы (УМПБ Д-30СН), запускаемые с российских бомбардировщиков с безопасного расстояния в 35–40 км от линии фронта. Снятие ограничения на использование ракет ATACMS по целям в глубине российской территории позволит ВСУ добавить в зону поражения значительное количество аэродромов, с которых взлетают эти самолёты, и заставит ВКС РФ перебазировать их на безопасное расстояние. Мы видим, как после поставок дальнобойных ракет ATACMS подобное уже произошло в Крыму, на который не распространяются ограничения. Это перебазирование приведёт к нарушению логистических цепочек, связанных с обеспечением деятельности авиации, и значительно снизит возможности российских сил наносить удары, вероятно, заставив их на несколько месяцев сосредоточиться на поддержке сухопутных сил, а не на ударах по мирным городам. За это время западные страны смогут поставить Украине самолёты F-16 c дальнобойным ракетным вооружением и дополнительные батареи современных комплексов ПВО, которые в ещё большей степени снизят угрозу ракетно-бомбовых ударов со стороны ВКС РФ для мирного населения Украины.

1 июня жители Белгородской и Курской областей на несколько часов остались без электричества. По заявлению «Белгородэнерго», сложности с электроснабжением в ряде районов Белгородской области и Белгороде произошли «в связи с технологическим нарушением, вызванным внешним воздействием на энергообъект». Отметим, что у Украины нет возможности атаковать энергогенерирующие мощности, как это делает Россия, — используемые беспилотники могут повредить трансформаторную подстанцию, но не способны, например, разрушить здание ГЭС или ТЭС и уничтожить машинный зал. Поэтому жителям приграничных областей России не угрожают серьёзные аварии с перебоями подачи электроэнергии дольше, чем на несколько часов. Устранение же последствий российских ударов по электрогенерирующим мощностям Украины может растянуться на месяцы и годы.

В одной из недавних сводок мы обсуждали оценки российских потерь британской разведкой, неверную трактовку термина «потери» некоторыми журналистами и также то, что некоторые легкораненые могут попасть в статистику несколько раз за один месяц. Характерный пример этого — мобилизованный из Белгородской области Денис Ивановский, который в октябре 2022 года был ранен и отправлен в госпиталь в «ЛНР», но через два дня после извлечения осколков его вернули обратно на фронт (судя по его словам, речь шла о довольно лёгком ранении). 28 декабря того же года Ивановский снова получил ранение, был переведён на российскую территорию, но до сих пор не может добиться необходимой медпомощи и положенных выплат за ранения — однако не сообщается, где конкретно он находится и насколько тяжёлое ранение получил во второй раз.

В Wall Street Journal вышла статья о текущей ситуации на линии фронта в Украине, содержащая несколько ошибок. Начнём с того, что авторы материала утверждают, что железнодорожный и автомобильный мост из России в Крым уже почти год не используются для переброски военной техники после того, как Украина серьёзно его повредила, атаковав двумя безэкипажными катерами. Это не соответствует действительности: фото и видео железнодорожных эшелонов с техникой, направляющихся в Крым, нам регулярно присылают местные жители (мы заботимся о безопасности источников и не можем опубликовать эти материалы), также иногда они публикуются в открытых источниках. Например, в феврале 2024 года движение «АТЕШ» фиксировало выгрузку танков Т-62 в Евпатории. Мы считаем, что такие свидетельства появляются не очень часто по двум причинам. Во-первых, в Крыму давление местных спецслужб и властей на активистов особенно сильно, и такие публикации очень опасны. Во-вторых, за более чем два года войны местные жители привыкли к эшелонам военной техники, обращают на них меньше внимания и перестают снимать. В начале мая мы уже комментировали исследование группы Molfar, по нескольким спутниковым снимкам утверждающей, что Россия почти перестала использовать Крымский мост для снабжения войск на линии фронта. Напомним, что отсутствие свидетельств не является свидетельством отсутствия, и если в какие-то дни поездов с техникой на мосту не зафиксировано, это не значит, что они не проезжали в другие дни.

В статье приводятся слова российских официальных лиц, которые утверждают, что пять человек погибли на пляже в Севастополе от суббоеприпасов ракеты ATACMS, и мнение неких OSINT-аналитиков, которые считают, что обломки были не от американского оружия, а от российской ракеты ПВО. Как мы уже говорили, большое количество зафиксированных взрывов показывает, что это были суббоеприпасы ракеты с кассетной боевой частью, а найденные обломки зенитной ракеты только подтверждают сообщение Минобороны России, что под действием средств ПВО ракета отклонилась от своей территории и подорвалась над пляжем.