Сводка за 23–25 октября 2024 года (до 11:00 UTC+3)
Ситуация на линии фронта
На покровском направлении за прошедшие дни российские силы существенно продвинулись, занимая выступ в районе города Селидово, на который они наступали с юга от посёлка Цукурино, с севера от села Мариновка и с востока от села Михайловка. На данный момент им практически удалось спрямить линию фронта в этом районе. Кроме того, ВС РФ опубликовали видео с вывешиванием флага в центре Селидово. И хотя по таким видео нельзя однозначно судить о контроле над территорией, в данном случае на карте DeepState уже отмечено, что вся восточная часть города подконтрольна ВС РФ. Поэтому мы полагаем, что в ближайшую неделю они полностью его захватят. Кроме того, по некоторым данным, российские силы довольно близко подошли к посёлку Вишнёвое, через который проходит один из путей снабжения Селидово. Это означает, что для ВСУ осталась доступной лишь дорога на северо-запад от города — однако и она уже простреливается. Таким образом, украинские военные либо уже покинули оставшуюся часть Селидово, либо сделают это в ближайшее время.
На кураховском направлении продолжаются активные боевые действия на выступе в районе Горняка и посёлка Кураховка. В Горняке продолжаются городские бои. Западнее него ВС РФ продвинулись в селе Измайловка, тем самым перерезав одну из дорог, ведущих в город. Также российские силы продолжают наступать на Курахово со стороны села Максимильяновка. В случае, если они смогут быстро занять выступ Горняк — Кураховка, то у них появится возможность обойти Кураховское водохранилище, зайти в тыл ВСУ и атаковать Курахово ещё и с запада. Однако мы не уверены, что ВС РФ удастся так далеко продвинуться за короткое время, особенно в условиях усиливающейся распутицы. Нам неизвестно, на каком направлении снято это видео, но российский окоп на нём оказался затоплен дождевой водой.
24 октября Владимир Путин прокомментировал на саммите БРИКС ситуацию в Курской области: по его словам, там в окружение попали около 2 тысяч украинских солдат. По имеющимся данным, сейчас таких участков на курском направлении нет, наиболее близка к описанному ситуация в районе села Кремяное, однако мы сомневаемся в том, что там может разместиться так много солдат. Мы регулярно наблюдаем появление таких выступов, однако даже при попадании в опасное положение можно постараться вовремя отойти. Так, недавно бойцы 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ попали в окружение на позициях в селе Любимовка. Им, как сообщается в интервью, пришлось вызвать на себя огонь собственной артиллерии и миномётов. Несмотря на то, что занятое ими здание загорелось, они смогли его покинуть, эвакуировать раненых и добраться до сослуживцев. При этом было их не две тысячи и даже не сотни, а всего лишь девять человек.
Кроме того, в ходе саммита Путин заявил, что на текущий момент потери украинской стороны в Курской области достигли 26 тысяч человек (вероятно, имея в виду и погибших, и раненых). Мы считаем такую численность нереалистичной и напоминаем, что обе стороны завышают потери противника. По нашей оценке, с украинской стороны в Курской операции принимает участие 10–15 тысяч человек, а потери и того меньше.
Глава ГУР Украины Кирилл Буданов 22 октября заявил изданию The War Zone, что первые подразделения военных из КНДР должны добраться до Курской области на следующий день. А 24 октября украинская военная разведка сообщила, что северокорейские солдаты уже прибыли, однако фото- или видеоподтверждений мы пока не видели. Гипотетически возможно, что в первую очередь туда отправили офицеров, чтобы спланировать будущую операцию. (Уже после записи сводки Зеленский заявил, что переброска северокорейских солдат на поле боя ожидается 27–28 октября — прим. CIT.)
Появилось видео якобы северокорейских офицеров, гуляющих на Красной площади. Мы не считаем, что оно что-то доказывает, потому что небольшое количество военных из многих стран регулярно оказываются в Москве по вопросам военного сотрудничества или для обучения.
Координатор по стратегическим коммуникациям Совета нацбезопасности США Джон Кирби заявил, что у США есть информация о прибытии в Россию 3 тысяч военных из КНДР (ранее о том же заявили власти Южной Кореи — прим. CIT). Утверждается, что они прибыли по морю во Владивосток и направились для подготовки в различные тренировочные части на востоке России. Также министр обороны США Ллойд Остин сообщил, что есть доказательства того, что в России находятся северокорейские войска, но какую роль они будут выполнять, пока неизвестно.
Мы считаем, что с военной точки зрения отправка столь небольшого подразделения в большей степени выгодна КНДР, чем России: такое пополнение не окажет заметного влияния на ситуацию на линии фронта, но в то же время теоретически может позволить северокорейской армии получить актуальный опыт участия в полномасштабной войне с применением всего спектра вооружения и противостояния американскому оружию (конечно, если эти солдаты не погибнут в «мясных штурмах» — прим. CIT).
Президент Южной Кореи заявил, что страна может пересмотреть принцип не поставлять напрямую летальную помощь в зависимости от активности северокорейских военных. Напомним, что кроме бронетехники собственного производства, на вооружении Южной Кореи состоят нужные Украине американские БТР М113 и некоторое количество российской техники (танки Т-80У, БМП-3, ПТРК «Метис»), которой украинские военные могли бы пользоваться без дополнительного обучения.
Западная помощь
Новая группа украинских пилотов закончила базовый курс лётной подготовки в Великобритании. На следующем этапе пилоты, по всей видимости, будут учиться летать на учебно-тренировочных самолётах, а после — на F-16.
Стало известно, что поставка Францией истребителей Mirage 2000-5F для Украины начнётся с отправки трёх самолётов в первом квартале 2025 года. Они будут оснащены крылатыми ракетами SCALP-EG и бомбами AASM Hammer для выполнения ударных задач, а также современными ракетами класса «воздух — воздух» Mica. Вероятно, как и в случае с F-16, в первую очередь они будут использоваться для борьбы с российскими крылатыми ракетами и беспилотниками, поскольку отправлять неопытных пилотов сразу на линию фронта сражаться с российской авиацией слишком опасно.
Неделю назад мы рассказывали историю военнослужащих срочной службы из 90-й танковой дивизии, дислоцированной в Челябинской области — они получили по 305 тысяч рублей за подписание контрактов с Минобороны, которых не заключали. Аналогичным образом семеро срочников из 232-й реактивной артиллерийской бригады в Курганской области получили на свои счета по 405 тысяч рублей от Министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана за якобы заключённый контракт с МО РФ. По словам срочников, их не выпускают из части для того, чтобы пойти в банк и написать отказ от перевода. «Они [командование] не признают, что вообще делали перевод, никаких заявлений о том, что это ошибка или “сбой”. Нас кидают в Ростов, а потом и на фронт кинут», — жалуется один из них. Как мы и предполагали, срочникам в таких ситуациях сложно последовать совету правозащитников: получить увольнительную и отказаться от полученного перевода. (Подробнее о подобных случаях мы рассказывали в прошлой сводке по мобилизации, которую наша команда выпускает совместно с волонтёрами — прим. CIT.)