Сводка за 7-8 февраля (до 15:00)
Некоторое время назад в ответ на многочисленные публикации в российских СМИ, описывающие биографии бывших заключённых, завербованных в группу Вагнера, Евгений Пригожин обратился к Вячеславу Володину с просьбой внести поправки в УК РФ, запрещающие дискредитацию наёмников. Сегодня стало известно, что Госдума подготовила поправки о дополнительных основаниях для ответственности за дискредитацию всех участников боевых действий, в том числе добровольцев (к которым и относят наёмников группы Вагнера).
Президент Владимир Зеленский прибыл в Лондон и встретился с премьер-министром Риши Сунаком. По итогам этой встречи было объявлено, что Великобритания расширит военную поддержку Украины: передаст ВСУ дальнобойные боеприпасы (не уточняется, какие именно) и начнёт программу подготовки украинских пилотов истребителей. Это не означает, что в ближайшие месяцы будет принято решение о поставке западных истребителей для Украины, поскольку программа связана с намерением перевести ВСУ и, в частности, ВВС Украины на стандарты НАТО. Возможно, обучать будут не действующих пилотов, а учащихся военных вузов. Однако отметим, что у Великобритании нет истребителей F-16, поэтому, видимо, обучение будет проходить либо на истребителях «Тайфун», либо на F-16, которые поставит какая-то другая страна.
Напомним, что сейчас в Великобритании уже обучаются пилоты вертолётов Sea King, которые некоторое время назад были поставлены Украине.
Правительство Германии одобрило поставку Украине 178 танков Leopard 1, но из них только 20-25 штук приедут в Украину к лету, ещё около 80 — к концу года, а остальные — лишь в следующем году. Это связано с тем, что перед отправкой эти довольно старые танки, долго стоявшие на складах, необходимо восстанавливать и ремонтировать (в том числе за счёт «каннибализации»). Этот процесс, очевидно, может занять довольно длительное время.
Также на заводе чешской компании Excalibur Army продолжается модернизация танков Т-72М1 для Украины. По фотографиям видно, почему она идёт так медленно.
Стало известно о смерти Игоря Мангушева (позывной «Берег»). Многие характеризуют его как откровенного нациста и садиста, который сам рассказывал о пытках и расстрелах пленных. Высказываются предположения, что его смерть (в результате выстрела в голову) вовсе не была результатом успешных действий противника (можно вспомнить, к примеру, загадочную гибель Кирилла Стремоусова).
Ситуация на линии фронта
К северу от Бахмута российские силы смогли немного продвинуться на юг от ж/д станции Соль в сторону Зализнянского. На данный момент это единственное изменение линии фронта.
Генштаб ВСУ в сводке от 7 февраля заявил о более чем 1000 убитых российских солдат за сутки. Появляется большое количество визуальных доказательств кровопролитных боёв под Угледаром: российская сторона несёт значительные потери как техники, так и личного состава.
1231-й полк из Татарстана опубликовал видео, снятое неподалёку от линии фронта. В видео мобилизованные рассказывают, что их отправили под командование «ДНР», сообщив, что они уже четвёртое подкрепление (куда делись предыдущие три, не уточнялось). Они обращаются к командованию и родственникам с просьбой о помощи, поскольку, по их словам, командиры из «ДНР» воюют до последнего солдата и посылают в штурмовые атаки на укреплённые украинские позиции неподготовленных людей с одними автоматами без подкрепления, поддержки и снабжения. Также они рассказывают, что видели целые поля, усеянные телами убитых, которые никто не забирает. По словам мобилизованных, их жёны обращались в прокуратуру Татарстана, которая отказалась помогать, сообщив, что может только перенаправить обращение в прокуратуру «ДНР». За прошедшие сутки подобных видео появилось несколько штук, они собраны в нашей мобилизационной сводке.
У нас складывается впечатление, что всеми ожидаемое масштабное наступление началось в середине января, когда активизировались бои под Угледаром. В район Сватово и Кременной прибыли дополнительные подразделения десантников, десантники же начали наступление на Бахмут. Теперь его интенсивность постепенно нарастает. Тот факт, что мы не наблюдаем внезапного похода, к примеру, на Харьков или мобилизации на миллион человек, не значит, что наступление не происходит.
Вечером 7 февраля были опубликованы видеозаписи пуска ракет из Белгородской области в сторону Украины. Разные свидетели заявляют, что видели шесть или десять ракет. Утром 8 февраля были опубликованы фотографии попаданий по Харьковскому авиационному заводу. По словам мэра города Игоря Терехова, ракеты ударили по Центральному парку и промышленному объекту в Киевском районе. Информации о пострадавших пока нет.
Опубликован некролог начальника службы РХБЗ 35-й зенитной ракетной бригады майора Владимира Нестерова, погибшего в Кирилловке 27 января. Отметим, что дата его смерти отличается от предполагаемой даты удара по школе (28 января). Допускаем, что удар произошёл в ночь с 27 на 28 января, а информация стала известна только 28-го, или же смерть Нестерова могла быть не связана с этим ударом. Будем следить за дальнейшей информацией.
Также опубликован некролог младшего сержанта ВДВ Андрея Зайцева, погибшего при ударе по госпиталю в Новоайдаре. Ранее мы публиковали материалы, которые собрал наш волонтёр, доказывающие, что госпиталь использовался российскими военными. Напоминаем, что Женевская конвенция запрещает наносить удары по медицинским учреждениям, даже если они используются военными.
Минобороны России предлагает разрешить участвовать в миротворческих операциях всем военным, в том числе, срочникам. Мы считаем, что это нужно не для того, чтобы отправить срочников в Украину, а для того, чтобы заменить ими контрактников в Нагорном Карабахе и Приднестровье, отправив тех воевать в Украину.
Аналитик Майкл Кофман, выступая в подкасте War on the Rocks, озвучил несколько важных тезисов. Во-первых, поскольку танковых сражений не происходит, Украине сейчас важнее получить не танки, а БМП, поэтому обещанные сотни БМП Bradley, Marder и БТР Stryker важнее, чем анонсированные поставки танков Leopard 2, Challenger 2 и M1 Abrams.
Судя по всему, западная бронетехника начнёт прибывать в Украину в сколько-нибудь значительных количествах только к концу весны. Но уже утверждённые поставки позволяют украинским генералам планировать текущие боевые действия, не опасаясь потерь бронетехники, потому что они будут восполнены.
Кроме того, России не повезло в том, что зима в Украине и других странах Европы оказалась теплее, чем обычно, поэтому потребности в электроэнергии и расход газа оказались ниже, и создать политическое давление на Зеленского и Европу не удалось. Тактика массированных ракетных ударов не сработала, поскольку украинские службы быстро восстанавливали разрушенную инфраструктуру.
Количество ракет, которые Россия выпускает во время обстрелов, постепенно снижается примерно до уровня производства ракет.