Сводка за 28 июля — 1 августа 2025 года (до 9:00 UTC+3)
Ситуация на линии фронта
На сумском направлении продолжается как российское наступление на восточном фланге — ВСУ контратакуют на западном. В последние дни появились видеозаписи российских авиаударов и обстрелов из РСЗО по позициям ВСУ в районе сёл Андреевка и Кондратовка, геолоцированные севернее ранее известной линии фронта. Это говорит об успешности украинских контратак.
Минобороны России заявило, что Часов Яр полностью захвачен. Напомним, этот город сейчас находится на восточном фланге константиновского направления, а бои за него продолжаются более года. На опубликованном видео российские военные демонстрируют флаг к юго-западу от основной части города, в том числе в разных точках микрорайона Шевченко. При этом по карте DeepState этот микрорайон даже не находится в «серой зоне», а украинские источники отвергают полный захват города. Так, 24-я отдельная механизированная бригада ВСУ назвала происходящее «пиар-акцией» в целях скрыть неудачи и потери и опубликовала кадры, на которых, как заявляется, бойцы ВДВ устраивают «самоубийственные миссии» по демонстрации флага и вскоре погибают от украинских беспилотников (при этом мы не можем быть уверены в смерти всех штурмовиков). По данным DeepState, для съёмок видео с флагами военные проникают ночью на не подконтрольную им территорию. При этом за последние два месяца, по мнению аналитиков, ВС РФ удалось лишь немного продвинуться к микрорайону Шевченко с северо-востока и востока. Украинский военный аналитик под ником Shalin пересказал заявления ОСУВ «Хортиця» и украинских подразделений о том, что ВСУ ещё присутствуют в городе. По его данным, хотя позиций ВСУ в Часовом Яре практически не осталось, полного контроля над городом у ВС РФ тоже нет.
Мнения в нашей команде разделились. Некоторые участники считают, что видео с флагами в разных частях микрорайона (в отличие от одного «флаговтыка» в случайном месте населённого пункта, как это часто бывает) говорят о том, что российские солдаты уже относительно свободно перемещаются по этой территории, а значит, возможно, контролируют её. Большинство же склоняются в тому, что Шевченко всё же формально стоит относить к «серой зоне», поскольку украинских позиций в городе уже нет (об украинском контроле говорило бы свободное перемещение солдат и/или техники ВСУ, а не просто сбрасывание гранат с дронов). Скорее всего, в ближайшее время ВС РФ смогут закрепиться и в Шевченко, но не исключено, что украинское командование может отдать приказ срочно контратаковать захваченные позиции, отправив для этого резервные подразделения (по аналогии с Сумской областью).
Важно отметить, что Часов Яр уже фактически уничтожен и представляет из себя сплошные руины. Как и в предыдущих случаях, это результат интенсивных обстрелов и бомбардировок в течение более чем года боёв. На фоне кадров с руинами особенно абсурдно звучат заявления российской пропаганды об «освобождении Донбасса».
На покровском направлении российские пехотинцы, которых в украинских источниках продолжают именовать диверсантами, продолжают проникать в Покровск — им удалось достичь практически центра города. Ситуация в этом районе ухудшается, ВС РФ наступают на Родинское, захват которого существенно осложнит оборону Покровска, и посёлок Дорожное, через который проходит важная железнодорожная ветка. О звуках боёв, доносящихся со стороны Дорожного, сообщают жители Белицкого в 2,5 км от него. Пройти такое расстояние штурмовые группы могут достаточно быстро.
Западные военные аналитики Майкл Кофман и Роб Ли в очередной раз посетили Украину и об итогах поездки рассказали в подкасте. По их сведениям — это совпадает с оценками Франца-Штефана Гади — в некоторых случаях километр линии фронта с украинской стороны удерживают всего 6–8 солдат, а не полбатальона, как положено по нормативу. Аналитики также сообщили, что в типичной украинской бригаде на передовой лишь 10% личного состава занимают боевые должности, а остальные 90% — тыловые (персонал, задействованный в снабжении, связи и выполняющий другие вспомогательные функции). Именно нехватка пехоты приводит к высокой разреженности фронта, о которой мы регулярно говорим.
Роб Ли также рассказал, что малочисленным украинским пехотинцам приказывают не вступать в бой с проходящими мимо российскими солдатами, чтобы не вскрывать свои позиции, а лишь передавать сведения о противнике своим дроноводам. С одной стороны, такая тактика позволяет сохранить замаскированные позиции для дальнейших боёв и не допустить их уничтожения с другой — увеличивает нагрузку на операторов беспилотников: теперь им приходится не только выполнять свои обычные задачи, но выслеживать и уничтожать проникшие в тыл группы солдат противника. Ситуацию осложняет тот факт, что из-за нехватки пехоты такие штурмовые группы («ДРГ», как о них говорят в украинских источниках) могут заходить в тылы на 2–5 км.
Кофман также отмечает, что использовать термин «летнее наступление» неправильно, потому что наступление началось ещё весной и завершится, скорее всего, осенью, когда у ВС РФ закончатся силы и будет необходимо провести ротацию, что приведёт к снижению темпа продвижений.
В 2024 году ВСУ расширили беспилотные подразделения, что помогло компенсировать материальное превосходство России и дефицит личного состава. Дроны стали причиной большинства ежедневных потерь на фронте, нанося урон до 15 км вглубь от линии фронта. Это позволило небольшим оборонительным подразделениям удерживать линию фронта протяжённостью более 1200 км. С тех пор российские войска начали развёртывать собственную наступательную «линию дронов». Подразделения БПЛА «Рубикон» появились во всех российских группировках войск и стали наиболее обсуждаемой проблемой для ВСУ на фронте. Они сосредоточены на перерезании украинской логистики с помощью оптоволоконных дронов, действующих на расстоянии 20–25 км за линией фронта, уничтожении позиций украинских дроноводов и перехвате БПЛА. В целом российские дроновые части теперь гораздо лучше организованы.
Кофман считает, что на данный момент наибольшую угрозу на линии фронта представляют почти завершённое окружение Покровска, формирующийся «карман» вокруг Константиновки, а также бои в районе границы Днепропетровской и Донецкой областей у села Новопавловка. Российские силы пытаются растянуть резервы ВСУ, нанося удары вдоль Днепра в Запорожской области (атакуя в направлении села Плавни и посёлка Степногорск). Основной же задачей украинской пехоты является препятствование закреплению российских штурмовиков, в частности, в подвалах разрушенных зданий.
По мнению Кофмана, текущая структура фронта — позиции, удерживаемые группами по три человека, между которыми большие промежутки, и в этом фундаментальное отличие текущего этапа войны от предыдущих похожих конфликтов (особенно от Первой мировой, с которой её любят сравнивать — окопы и другие традиционные открытые сверху формы полевой фортификации солдаты считают неприемлемо опасными, даже самоубийственными). Разреженная линия состоит из хорошо укреплённых и замаскированных в лесах, лесополосах, зданиях и их развалинах огневых точек, где пехоте часто приказывают не высовываться без крайней необходимости. Это подтверждает нашу гипотезу о разреженности фронта, высказанную в предыдущих сводках. По словам аналитика, российские атаки иногда ведутся группами по 4–6 человек, но всё чаще это группы по 2–3 человека, пытающиеся проникнуть между украинскими позициями. Они продвигаются на небольшое расстояние (примерно 50 м), осматриваются, затем вновь делают рывок, чтобы так перейти линию обороны и закрепиться.
Их главная задача — пройти как можно дальше за первую линию обороны и закрепиться там. Аналогичная тактика применяется при штурмах на мотоциклах и багги. Большинство таких атак проваливается, но не все, что приносит ВС РФ небольшие тактические успехи. Асимметрия в артиллерийском огне, бывшая ключевым фактором в 2022–2023 годах, теперь менее значима (дроны наносят более 80% потерь), хотя артиллерия продолжает подавлять противника и работать даже в нелётную погоду.
Кофман подчёркивает, что российская тактика атак мелкими штурмовыми группами не позволяет добиться значимых оперативных прорывов, но при таком характере боёв линия фронта на различных картах может сильно отставать от реальной ситуации на земле. Поэтому возможны скачкообразные изменения подобно тем, которые наблюдались в Курской области, когда сначала российская армия продвигалась очень медленно, но после взятия под контроль путей снабжения украинской армии стремительно заняла большую территорию.
Основная часть проблем украинской армии на данный момент, по словам Кофмана, вызвана политикой удержания каждой позиции даже в условиях почти полного окружения или невыгодного рельефа. Вместо того чтобы отступать или проводить мобильную оборону, изматывая противника, командирам ВСУ приходится отстаивать неустойчивые рубежи.
Аналитики отмечают, что Россия продолжает получать большие объёмы артиллерийских боеприпасов и систем из КНДР, а также поддержку из Китая. В этой связи можно добавить, что согласно докладу аналитиков из Киевской школы экономики, в 2024 году более половины маркированных как взрывчатка грузов в российские арсеналы поступили из порта Находка — т. е. из Северной Кореи. Что касается Китая, то мы по-прежнему полагаем, что это не официальная помощь правительства, а, скорее, попустительство и недостаточное отслеживание экспорта компонентов двойного назначения.
Кофман считает, что нет никаких признаков, которые позволили бы предполагать, что война будет заморожена в этом году. Мы с ним согласны — несмотря на то, что в начале года предполагали, что война будет заморожена к его середине (это было бы выгодно для Путина, но он, как мы видим, не руководствуется логикой).
Обстрелы и удары
В ночь на 31 июля российские силы нанесли комбинированный воздушный удар по Киеву, зафиксировано несколько попаданий по жилым домам. К утру 1 августа спасательные работы завершились, известно о 31 погибшем и 159 пострадавших.
29 июля российские силы ударили ракетами «Искандер» по учебному центру ВСУ в Черниговской области. В результате атаки 3 человека погибли, ещё 18 получили ранения.
Главком ВСУ Сырский по итогам совещания по вопросам подготовки личного состава заявил, что учебный процесс должен быть максимально переведён под землю. Мы считаем, что перевести под землю многие учебные процессы (например, обучение управлению техникой) крайне сложно, и правильнее было бы переносить всю подготовку войск на запад Украины, ближе к границе с Европой. Для наведения ракетных ударов по учебным полигонам Россия использует разведывательные БПЛА, применять их в западных областях Украины будет намного труднее: слишком далеко и расположенные по пути системы ПВО могут их сбить. (Кроме того, большее подлётное время упростит рассредоточение военнослужащих или их укрытие по сигналу воздушной тревоги — прим. CIT.)
Западная помощь
Сенаторы-республиканцы Роджер Уикер и Джим Риш внесли проект «Закона о мире» (Peace Act), который позволит реализовать план Дональда Трампа по закупке американского вооружения для Украины за счёт европейских средств. Законопроект предусматривает создание при Министерстве финансов США фонда для приёма средств от союзников, который будет использоваться министром обороны для выплат по контрактам на пополнение американских военных запасов. Таким образом, вооружение Украине будет поставляться со складов американской армии, а европейские средства пойдут на поддержание боеготовности вооружённых сил США. Это даст возможность поставлять Украине технику и боеприпасы намного быстрее, чем если бы европейские страны размещали у производителей заказы на их создание с нуля. Предложенный механизм похож на использовавшийся ранее механизм срочной военной помощи PDA (Presidential Drawdown Authority), за исключением того, что оплачивает поставки не бюджет США, а европейские страны.
Издание Politico сообщает, что европейские страны планируют взять кредиты у ЕС на сумму до 150 млрд евро для финансирования поставок вооружения Украины. Участие в схеме позволит странам получить льготные займы (ставка низкая благодаря использованию высшего кредитного рейтинга ЕС) сроком до 45 лет с авансовыми взносами до 15%. Бельгия, Болгария, Кипр, Чехия, Эстония, Испания, Финляндия, Венгрия и Литва уже официально выразили заинтересованность в получении таких кредитов, и вероятно, такое же решение позже примут Чехия, Латвия, Болгария и Греция и Франция (Чехию и Болгарию Politico почему-то перечисляет в обоих списках — прим. CIT).
Напомним, что в 2025 году США перестали поставлять военную технику Украине, но Европа смогла заместить эту помощь, а в следующем году, судя по всему, поддержка Украины будет осуществляться за счёт кредитов странам Европы.
Трамп заявил, что сократил срок ультиматума Путину до 10 дней и ожидает заключения мира между Россией и Украиной к 8 августа. При этом госсекретарь США Марко Рубио сказал, что Америка считает недопустимым военное столкновение с Россией, в том числе из-за ядерного потенциала обеих стран. Такое заявление даёт основание предположить, что нынешняя американская администрация аналогично администрации Байдена демонстрирует нерешительность из опасения, что помощь Украине разозлит Путина и спровоцирует дальнейшую эскалацию.
31 июля в Москве прошли встречи министров иностранных дел и министров обороны Сирии и России. Сирийское госагентство SANA пишет о новой главе сирийско-российских отношений, основанных на взаимном уважении суверенитета и общих интересах. Как и предполагал Руслан Левиев, на Ближнем Востоке возможно всё, и России удалось сохранить свои базы в Сирии при новом правительстве.