Текстовые сводки
June 12

Сводка за 10–12 июня 2024 года (до 8:30 UTC+3)

Ситуация на линии фронта

Минобороны России в очередной сводке заявило о захвате сёл Артёмовка Луганской области и Тимковка Харьковской области на купянском направлении.

Примечательно, что Артёмовка (переименовано в Мясожаровку в ходе декоммунизации в 2016 году) — это крошечное село, где на 2001 год проживало всего 37 человек. А село Тимковка и вовсе было ликвидировано ещё в 1987 году, сейчас его крайне сложно найти на карте. Ранее Минобороны уже не раз делало заявления о захвате населённых пунктов, которые на деле являлись урочищами, а Евгений Пригожин отчитывался о захвате села Сакко и Ванцетти (с населением три человека в 2001 году), расположенного к северо-западу от Бахмута. Нам неизвестны причины, по которым МО РФ заявляет о захвате несуществующих населённых пунктов. Версия о том, что российские солдаты ориентируются по старым советским картам, кажется нам несостоятельной. Несмотря на то что в российских бронемашинах удавалось найти старые бумажные карты (по уставу их требуется возить с собой), в действительности военные пользуются онлайн-картами Google или «Яндекс».

Как сообщает украинский обозреватель Константин Машовец, российские силы захватили посёлок Новоалександровка на покровском направлении. По его мнению, ситуация для украинских сил в зоне действия группировки войск «Центр» ВС РФ, то есть по всему направлению от Нетайлово до Новоалександровки, остаётся сложной, а «украинскому командованию пока не удаётся справиться с кризисом». Бои за Новоалександровку длились довольно долго относительно масштабов села, и тем не менее это единственное направление, на котором у ВС РФ есть хотя бы небольшие продвижения. Машовец предполагает, что российские силы будут продолжать наступление в сторону Воздвиженки, чтобы дойти до трассы Покровск — Константиновка. Мы считаем, что это потребует значительного времени.

Фонд Карнеги провёл панельную конференцию, посвящённую текущему состоянию войны России и Украины, на которой выступили Майкл Кофман, Дара Массикот, бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк (занимал пост с августа 2019 по март 2020 года) и Анна Шелест, директор программ безопасности Совета внешней политики «Украинская призма». Станет ли этот год поворотным для нынешней войны — этот вопрос был одним из главных, обсуждаемых на конференции. Майкл Кофман высказал уже обсуждавшуюся нами идею, что «окно возможностей» для России постепенно сужается. Он подчеркнул, что опасность всё ещё не миновала, но российский наступательный потенциал идёт на спад: имеющееся у РФ преимущество по личному составу, технике и боеприпасам постепенно уменьшается. Если удастся решить проблему с личным составом и вооружением в Украине, то, по мнению Кофмана, к следующему году ситуация может принципиально измениться.

Также на панели обсуждались темы беспилотной авиации, проблемы радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны. В частности, Загороднюк отмечал проблему противостояния беспилотникам и необходимость разработки более дешёвого средства для борьбы с ними, поскольку тратить на БПЛА ракеты комплекса Patriot крайне невыгодно.

В свою очередь, мы предполагаем, что продвижение ВС РФ в Харьковской области почти закончилось и значительных изменений в ближайшее время там не произойдёт (захват ещё нескольких посёлков не может принципиально изменить ситуацию). Заметное усиление атак невозможно без притока большого количества свежих сил, но, насколько мы видим, новый набор по мобилизации российские власти в ближайшее время проводить не намерены. Мы согласны с Кофманом в том, что Россия постепенно утрачивает преимущество в технике и боеприпасах. Украина готовит новые подразделения и, надеемся, в следующем году начнёт отвоёвывать захваченные территории. Хотя в последнее время регулярно появляются заявления об украинских контратаках, пока что не появлялось доказательств, что это что-то более значительное, чем позиционные бои с переменным успехом.

Исходя из опубликованных США и европейскими странами планов по расширению производства боеприпасов и их поставкам, можно ожидать, что к весне 2025 года по количеству боеприпасов ВС РФ и ВСУ сравняются. При этом, однако, следует учитывать, что Россия испытывает проблемы с производством стволов для артиллерийских орудий, а их запасы невелики. Исследования запасов российской техники по спутниковым снимкам показывают, что у большого количества гаубиц и САУ, находящихся на базах хранения, сняты стволы — российская промышленность не успевает не только производить новую технику, но и изготавливать детали для ремонта используемой. В будущем это может привести к тому, что боеприпасов у ВС РФ будет достаточно, но точность имеющихся орудий существенно снизится. В то же время у союзников Украины ещё есть значительные запасы орудий, которые можно будет поставить, а также будет налажено производство качественных стволов.

Телеграм-канал Fighterbomber сообщил, что эффективность авиабомб с УМПК постепенно падает, поскольку средств РЭБ у украинских сил становится больше и эффективность их растёт.

Также мы наблюдаем, что после изменения законодательства о мобилизации в Украине идёт призыв и подготовка новых военнослужащих, в то время как в России темпы вербовки падают.

Президент Украины Владимир Зеленский принял участие в форуме по восстановлению Украины в Германии и выступил вместе с министром обороны Германии Борисом Писториусом в одной из воинских частей ПВО. Выступление прошло на фоне машин комплекса Patriot и украинских военнослужащих, на них обучающихся. Писториус объявил о передаче Украине 100 ракет для этого комплекса, а Зеленский выразил надежду на то, что в ближайшее время страна может получить ещё 2–3 системы ПВО.

Обстрелы и удары

В ночь на 10 июня украинские силы поразили ракетами ATACMS сразу три объекта ПВО в Крыму. Как заявляется, были уничтожены или повреждены машины комплексов С-300 и С-400, однако убедительных визуальных данных ещё нет, поэтому масштаб потерь пока неясен. (Уже после записи сводки проект «КиберБорошно» опубликовал снимки, на которых видны следы горения в тех местах, где ранее были замечены установки С-300/С-400 на позициях около Джанкоя — прим. CIT.)

Минобороны России опубликовало видео удара БПЛА «Ланцет» по штурмовику Су-25 на аэродроме Долгинцево в Днепропетровской области. Судя по видео пожара, поражён настоящий самолёт, а не макет. Ранее мы уже сообщали об ударах по этому аэродрому и поражении Су-25 осенью 2023 года, ещё один такой самолёт был поражён там же 6 июня.

Появилось подтверждение удара украинской авиации по командному пункту в Белгородской области 9 июня. Как сообщает телеграм-канал «Досье Шпиона», был поражён командный пункт 6-й общевойсковой армии на базе отдыха «Нежеголь», в результате чего восемь офицеров пропали без вести (то есть с большой вероятностью были убиты). Телеграм-канал «Пепел» также опубликовал фотографию последствий удара и отметил, что хотя на ней видно гражданскую пожарную машину, в сводке МЧС этого происшествия нет, что подтверждает использование базы «Нежеголь» в военных целях. Кроме того, как удалось установить Радио Свобода, ещё в декабре 2022 года российские военные публиковали в соцсетях фотографии, геолоцированные на этой базе. (По данным источников ASTRA, удар по Титовке, где находится «Нежеголь», был нанесён, предположительно, из РСЗО HIMARS, в результате погибло минимум трое военнослужащих — прим. CIT.)

Издание Sky News заявляло, что это первый украинский авиаудар по российской территории, однако ещё 16 октября 2022 года по установке комплекса «Панцирь» недалеко от аэропорта Белгорода ударила, предположительно, ракета AGM-88 HARM, запущенная, судя по всему, из воздушного пространства Украины.

В прошлой сводке мы рассказывали о заграждениях из барж, выстраиваемых с южной стороны Крымского моста для его защиты. Исследователь Брэди Африк опубликовал свежие спутниковые снимки Sentinel, демонстрирующие процесс установки заграждения.

Призыв, контракт, мобилизация

В 2023 году в колониях разных регионов России Минобороны вербовало на войну женщин-заключённых в качестве санитарок, снайперш и штурмовичек. В мае 2024 года глава фонда «Русь сидящая» Ольга Романова сообщила, что забирать женщин из колоний на фронт перестали в конце 2023 года — вероятно, Минобороны сочло эксперимент неудачным и прекратило вербовку. По мнению Романовой, с начала вербовки в женских колониях в декабре 2022 года, на фронт отправились около 1000 женщин. Мы не видели подтверждений присутствия на фронте женщин-заключённых, помимо младшего медперсонала.

10 июня 2024 года газета New York Times опубликовала статью, основанную на разговорах с двумя бывшими заключёнными, сохраняющими контакты с сокамерницами. Утверждается, что в конце мая 2024 года первая группа, состоящая из нескольких женщин, была освобождена из колонии под Санкт-Петербургом. Всего из 400 содержащихся в колонии женщин на фронт изъявили желание отправиться 40. Является ли это единичным случаем или говорит о начале массового набора, на данный момент неясно. Также неизвестно, в какой роли планируют использовать на войне женщин-заключённых.

Одновременно с появлением статьи NYT уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова заявила, что к ней поступают обращения от заключённых женщин с просьбой отправить их на войну. Однако, по словам Москальковой, ни одна женщина-заключённая до сих пор не была отправлена на фронт.

«Медиазона» и Русская служба Би-би-си выпустили исследование потерь группы Вагнера под Бахмутом, основанное на документах о выплатах семьям погибших наёмников, и видео с пересказом основных выводов. Так, общее число потерь составляет примерно 20 тысяч человек и совпадает с заявлениями Пригожина и других командиров группы Вагнера, но экс-заключённые составляют среди них не около половины, а почти 90%. Подробнее мы писали об этом в нашей мобилизационной сводке.

В Оренбурге бывшего наёмника группы Вагнера Кирилла Смирнова отправили в колонию на 18 лет за убийство, покушение на убийство двух человек и кражу. Смирнов вернулся домой с войны в Украине в апреле 2023 года, а уже 8 мая он «в состоянии опьянения в ходе ссоры» напал на соседа и ударил его ножом в шею. Пострадавший смог добраться до своего дома, откуда его госпитализировали. После этого Смирнов отправился в дом родителей своего друга детства, девушку которого он собирался «забрать себе», где жестоко убил его мать. После этого, пытаясь скрыться от полицейских, он спрыгнул с четвёртого этажа и сломал ноги. При вынесении приговора суд счёл смягчающими обстоятельствами участие наёмника в войне и наличие у него медали «За отвагу». Кроме того, суд указал, что Смирнов не был ранее судим, хотя согласно показаниям потерпевших и свидетелей, в 2022 году он отправился на войну из колонии, где отбывал срок за убийство. Журналисты издания «Вёрстка» обнаружили, что в 2015 году Смирнов получил 12 лет колонии строго режима за убийство 29-летней девушки.

В селе Чекмагуш в Башкортостане вернувшийся с войны мобилизованный убил свою бывшую жену, мать двоих детей. Причиной конфликта, как сообщается, стало то, что после развода пара не могла поделить детей. Бывший муж бил женщину до тех пор, пока она не перестала подавать признаков жизни, после чего вызвал полицию. Мужчина задержан по статье об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлёкшем по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), он дал признательные показания.

12 июня прошёл марафон в поддержку политзаключённых «Ты не один», в ходе которого было собрано 25 157 635 рублей.