Текстовые сводки
March 18

Сводка за 15–18 марта 2024 года (до 9:30 UTC+3)

Обстрелы и удары

15 марта российские силы нанесли два последовательных удара по одному и тому же месту в Одессе ракетами «Искандер»: в первом пострадали мирные жители, а второй пришёлся по прибывшим спасателям и медикам. В результате атаки погиб 21 человек, среди которых два спасателя и фельдшер, ещё 75 получили ранения (в сводке заявлялось о 22 погибших, но эта информация не подтвердилась — прим. CIT). На фотографиях заметны следы от попадания готовых поражающих элементов на стенах домов автомобиле скорой помощи — прим. CIT). В данном случае военным преступлением является не только неизбирательное применение оружие, повлёкшее за собой гибель мирных жителей, но и сам факт повторной атаки, совершённой с целью нанесения максимального урона спасательным службам.

Рейды украинских ДРГ и обстрелы приграничных регионов России

В объявлениях «РДК» о гуманитарном коридоре для эвакуации мирных жителей, как мы подозреваем, на самом деле имелся в виду режим прекращения огня. Напомним, что как минимум в ночь на 15 марта он действительно был установлен.

Неясной остаётся стратегическая цель рейдов на территорию России. По мнению «Медузы», как и в случае рейдов в 2023 году она заключалась в оттягивании сухопутных сил из зоны боевых действий в приграничные регионы и, как заявляется, была достигнута, ведь именно эти силы якобы занимаются сейчас отражением атак. Однако мы не видим свидетельств переброски войск к границе России и Украины, а также нет подтверждений того, что ВСУ удалось воспользоваться этой переброской, которая бы неизбежно ослабила российские силы на каком бы то ни было направлении.

Насколько мы видим, отражением атак занимается группа войск прикрытия границы, а обстреливает нападавших та же артиллерия и авиация, с помощью которых обычно наносятся удары по территории Украины, в том числе по Харькову.

16 марта «РДК» заявил о пленении российских солдат. На одном из видео показан российский военный, которого журналисты издания ASTRA опознали как Алексея Колотова. По словам его матери, он контрактник, служивший в Белгородской области.

У нас не вызывает сомнений то, что «РДК», «Легион “Свобода России”» и «Сибирский батальон» проводят свои рейды в координации с ГУР МО Украины. Строго говоря, нам даже неизвестно, какое украинское формирование на самом деле обстреливает приграничные области.

Вопреки заявленному, мы не видим анонсированных ударов «по военным объектам» (кроме удара беспилотником по зданию УФСБ по Белгородской области). Обстрелы городов и сёл в приграничных регионах России больше напоминают месть — попытку сделать с ними то же, что российская армия делает с украинскими. Применение РСЗО по городу, скорее, вызовет хаос и панику среди местного населения, нежели позволит добиться военных целей. Мы полагаем, что при наличии информации о местоположении военных объектов, «РДК» могли бы минимизировать жертвы среди гражданского населения, использовав по ним БПЛА, однако после уже упомянутого удара беспилотником по УФСБ 13 марта сообщений о БПЛА в Белгороде не поступало до 16 марта. Утром 16 марта дрон-камикадзе поразил гражданский автомобиль недалеко от границы с Украиной — пострадало пять человек.

16 марта при ударе по Белгороду реактивные снаряды поразили движущийся грузовик (водитель погиб, а грузовик врезался в пассажирский автобус), дворы и жилые дома. Погибли 2 человека, 3 получили ранения. 17 марта при попадании по частному дому погибла 16-летняя девушка, а её отец получил тяжёлые ранения. При втором обстреле 1 человек погиб, ещё 11 были ранены.

(Уже после записи сводки стало известно, что 18 марта в результате попадания по частному жилому дому в Никольском Белгородской области погибли ещё минимум 2 человека и по меньшей мере 4 получили ранения. После обстрела местные жители обнаружили, предположительно, неразорвавшиеся кассетные боеприпасы. Ещё несколько человек пострадали при очередном обстреле Белгорода. Кроме того, в течение всех этих дней обстрелам подвергались приграничные районы, особенно Грайворонский — прим. CIT.)

На видеозаписи прилёта реактивного снаряда по двору жилого дома некоторые комментаторы отметили, что момент взрыва выглядит как подрыв взрывного устройства, расположенного под автомобилем. Однако если сравнить стоп-кадры до и в момент попадания, то на последнем можно различить размытый контур снаряда и повреждения на автомобиле.

На фотографиях видны фрагменты реактивных снарядов защитного (зелёного) цвета, нехарактерного для советских и украинских боеприпасов — такую окраску имеют сербские ER Grad 2000 и словацкие JROF HEF, которые ВСУ могут запускать как из РСЗО БМ-21 «Град», так и RM-70 Vampire. При всех этих попаданиях мы не обнаружили свидетельств того, что снаряды были перехвачены ПВО.

В своём анализе мы согласны с аналитиком Def Mon, который считает неоправданной потерю техники (в том числе довольно ценной) в ходе атак без внятной военной цели и без достижения значимых результатов.

Пока рано судить о том, приведут ли эти события к переброске российских сухопутных войск на границу, однако опыт прошлых рейдов говорит о том, что такая вероятность невелика.

Атаки украинскими беспилотниками российской территории, в частности, топливной инфраструктуры, продолжаются. 16 марта были атакованы НПЗ в Сызрани и в Самарской области. 17 марта в городе Славянск-на-Кубани Краснодарского края группа БПЛА атаковала НПЗ, вызвав несколько взрывов и пожар. Один из сотрудников предприятия умер от сердечного приступа.

По мнению экспертов, эти удары не могут непосредственно повлиять на ход войны, поскольку атакованные заводы производят бензин и дизельное топливо примерно в равных пропорциях, но солярка производится в избытке и наполовину идёт на экспорт, поэтому вызванный атаками эффект будет выражаться в дефиците бензина. Поскольку фронтовая техника в основном потребляет дизельное топливо, власти могут просто сократить экспорт.

Тем не менее, зона возможного поражения украинскими БПЛА увеличилась на 75 тысяч квадратных километров.

Издание The Telegraph, не конкретизируя своих источников, утверждает, что зенитные ракеты для комплексов ПВО у Украины могут закончиться уже к концу марта.

17 марта российская сторона заявила о сбитии украинского вертолёта около села Лукашовка Сумской области (недалеко от границы с Россией), сопроводив сообщение видеозаписью очень плохого качества. Корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный в первом сообщении утверждал, что сбит вертолёт UH-60 Black Hawk (окрас и хвостовое оперение действительно на него похожи), после — Ми-24 и в далее — Ми-8 (мы с ним сходств не нашли).

ГУР Украины показало видеозапись, подтверждающую, что оба переданных вертолёта Black Hawk целы и продолжают работу.

17 марта Минобороны РФ отчиталось, что на купянском направлении экипаж вертолёта обнаружил БПЛА самолётного типа, по внешним признаками определил, что он украинский, и уничтожил. Нам неизвестны внешние признаки, по которым можно определить принадлежность дрона — в отличие от пилотируемых летательных аппаратов на них нет ливреи. (Кроме того, на видео МО РФ показана стрельба экипажа вертолёта из автоматов, но само поражение не видно, и мы полагаем, что это видео выглядит постановочным — прим. CIT.)

В последние месяцы мы неоднократно рассказывали о производстве и применении модификации авиабомб ФАБ-1500 с УМПК. 16 марта такую несдетонировавшую бомбу обнаружили недалеко от города Селидово в Донецкой области.

Осенью 2023 года предпринималась попытка разделить остатки группы Вагнера на два формирования, подчинив одно Минобороны РФ, а второе Росгвардии. По сведениям источников телеграм-канала «ВЧК-ОГПУ», во вторую группу командир Антон Елизаров с позывным «Лотос» смог набрать лишь около 200 человек, после чего по приказу Золотова этот проект был свёрнут.

Исследователи Илья Барабанов и Денис Коротков выпускают книгу «Наш бизнес — смерть», рассказывающую полную историю группы Вагнера.

Ещё один OSINT-проект прекращает работу. Конрад Музыка объявил о закрытии Ukraine Conflict Monitor. Причину можно понять: люди устали от войны, теряют интерес, и количество подписчиков неуклонно падает. По мнению исследователя, исход войны в Украине будет решаться в этом году.