Сводка за 20–23 октября 2023 года (до 8:30)
Обстрелы и удары
В ночь на 22 октября российские силы нанесли удар по терминалу «Новой почты» в посёлке Коротыч к западу от Харькова. По данным спикера харьковской прокуратуры, как минимум две ракеты комплекса С-300 ударили в складские помещения этой логистической компании. В результате 6 человек погибли, 17 пострадали — все они были гражданскими лицами, сотрудниками «Новой почты» и находились внутри терминала.
Пророссийские телеграм-каналы в оправдание этого удара привели освещавшийся нами в феврале случай перевозки грузовиками «Новой почты» бронемашин Spartan. По их мнению, все терминалы компании являются логистическими пунктами ВСУ, а на складах якобы хранятся техника и боеприпасы. Если руководствоваться такой логикой, то и все терминалы российской компании СДЭК являются военными объектами, поскольку ими пользуются российские военные, в том числе для отправки БПЛА «Орлан».
Ситуация на линии фронта
Продолжаются бои на левом берегу Днепра, в районе населённых пунктов Пойма, Песчановка и Крынки Херсонской области. Вероятно, именно присутствие здесь ВСУ привело к резкому увеличению числа российских авиаударов на этом направлении. По данным главы Херсонской областной военной администрации Александра Прокудина, на правый берег Днепра теперь сбрасывается до 12 авиабомб в сутки. А спикер Херсонской ОВА Александр Толоконников сообщил, что на всю область российские силы раньше сбрасывали 2–3 авиабомбы в сутки, а теперь — 38 (сюда входят удары по позициям ВСУ на левобережье).
На авдеевском направлении ВС РФ продолжают наступательные действия, но без заметных успехов. ВСУ занимают оборонительные позиции, как и ранее, не пытаясь проводить свои наступления.
Опубликована видеозапись удара авиабомбой с УМПК по многоэтажным жилым домам в Авдеевке. Заявляется, что там находились позиции ВСУ. Поскольку Авдеевка уже много лет находится на линии фронта, скорее всего, большинство мирных жителей оттуда уехало, но наверняка кто-то всё ещё может там оставаться — так, в Бахмуте во время городских боёв в полуразрушенных домах жили некоторые мирные жители.
ВС РФ продолжают посылать в бой на этом направлении батальон за батальоном — явление, названное «мурадовщиной» по фамилии генерала Мурадова, действовавшего подобным образом при наступлении на Угледар зимой 2023 года. Утверждается также, что российские силы потеряли под Авдеевкой примерно столько же, если не больше, военной техники, сколько ВСУ за всё летнее наступление на запорожском направлении. При этом наибольший урон противнику наносят украинские барражирующие боеприпасы и снаряды с кассетной боевой частью.
Однако и для ВСУ ситуация на авдеевском направлении остаётся весьма сложной — об этом сообщает Олег Сенцов, воюющий в составе 47-й отдельной механизированной бригады ВСУ (по-видимому, часть её была переброшена под Авдеевку с запорожского направления). По его словам, в одном из случаев из трёх групп, отправленных отбивать позиции, одна была практически полностью уничтожена, а остальным военным, включая Сенцова, удалось отступить под натиском колонны российских танков.
Подсчёт потерь среди техники продолжают вести волонтёры недавно приостановившего свою работу проекта Oryx. В ходе битвы за Авдеевку ВС РФ потеряли 87 единиц техники (в том числе 24 танка, 49 БМП, 7 БТР, 1 установку РСЗО, 2 САУ), а ВСУ — 3 единицы техники: 2 танка и БТР.
Опубликована видеозапись колонны российских грузовиков на грунтовой дороге в районе Песок Донецкой области. В какой-то момент украинские военные за кадром называют некоторые из них «полуторками», из чего многие сделали вывод, что имеются в виду грузовики ГАЗ-АА «Полуторка» времён Второй Мировой войны. Однако если сравнить публикуемые фото ГАЗ-АА с видео, то подобных грузовиков обнаружить не удастся. Что именно имели в виду солдаты ВСУ — непонятно.
Несмотря на то, что качество видео не позволяет установить конкретную модификацию, по оценке CIT, это бронированные грузовики «Урал», а грузовиков ГАЗ-АА там быть не может, потому что их не было на складах мобилизационного резерва (так же, как и ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150/151, БТР-40 и БТР-152 более поздних годов выпуска). Наиболее старые грузовики, замеченные в мобрезерве — это ЗИЛ-131 (используются как колёсная база для автоцистерн или установок «Град») и ГАЗ-66 «Шишига», также российские силы используют БТР-50П, и мы можем в будущем увидеть БТР-60ПБ. На отправляющихся к линии фронта эшелонах наблюдается большое количество современных КАМАЗов и «Уралов», а значит, у России нет потребности в использовании очень старых грузовиков.
Исследователь Covert Cabal изучил свежие (в основном 2023 года) спутниковые снимки российских баз хранения и подсчитал хранящиеся под открытым небом боевые бронированные машины. Всего получилось 3677 БМП и 5750 единиц прочей подобной бронетехники (БТР-60/70, БРДМ-2, МТ-ЛБ). Сколько ещё техники находится в ангарах — неизвестно. Это очень много даже с учётом высокого темпа потерь (должно хватить ориентировочно года на три) и того факта, что часть этой техники требует ремонта, а часть и вовсе не подлежит восстановлению.
Глава эстонской военной разведки Антс Кивисельг высказался о поставках стандартных грузовых контейнеров из КНДР в Россию. Достоверно неизвестно, что содержалось в приблизительно 1000 этих контейнеров, но если предположить, что в каждом из них находилось 300–350 артиллерийских выстрелов, то всего их было поставлено 300–350 тысяч. При темпах расхода около 10 тысяч выстрелов в день, этого количества российской армии хватит примерно на месяц. Также Кивисельг сообщил, что, по подсчётам военной разведки Эстонии, у России на хранении есть ещё 4 млн артиллерийских боеприпасов.
Исследователь Роб Ли отметил, что, если КНДР сможет поставлять ежемесячно даже не 300–350, а 50–100 тысяч артиллерийских боеприпасов, это сильно повлияет на ситуацию на линии фронта. Открытых данных о запасах боеприпасов у КНДР не существует, однако северокорейская армия была «заточена» под артиллерию, поэтому они должны быть значительными.
Появились первые фотографии северокорейских артиллерийских боеприпасов калибров 152 и 122 мм у российских сил. Проект Ukraine Weapons Tracker, к сожалению, на днях заявивший о практическом прекращении своей работы, сообщает, что это первые в мире публично доступные фотографии северокорейских боеприпасов. По внешнему виду можно уверенно говорить, что они произведены в КНДР: расцветка, упаковка и маркировка свойственны северокорейским боеприпасам. Также утверждается, что снаряды были произведены в двухтысячных годах.
Британская разведка сообщает, что с начала полномасштабного вторжения безвозвратные потери российских сил (убитые и выбывшие из строя в результате ранений) могла составить 150–190 тысяч человек. Общее количество потерь с учётом временно выбывших из строя британская разведка оценивает в 240–290 тысяч человек. В этих оценках не учитываются наёмники группы Вагнера.
По нашей оценке, основанной на подтверждённых потерях, подсчитанных «Медиазоной» и Русской службой Би-би-си совместно с командой волонтёров, потери российских военнослужащих (без учёта наёмников группы Вагнера и бойцов из «ЛНР/ДНР») могли составить 80–90 тысяч убитых и около 250 тысяч раненых, из которых безвозвратных раненых (покалеченных) на порядок меньше, чем легкораненых, и в разы меньше, чем убитых. Итого общие потери (возвратные и безвозвратные) составили около 340 тысяч человек.
Как мы уже отмечали, чем дольше идёт война, тем менее точной становится эта оценка, поскольку на неё влияет множество факторов, которые невозможно учесть. Например, если человек был ранен несколько раз в разные периоды времени, а позже был убит, для нас он будет подсчитан как четыре раненых и один убитый. Нам неизвестно, как подобные случаи учитывает в своей оценке британская разведка, а также включает ли она мобилизованных с территории «ЛНР/ДНР».
Сложность оценки количества покалеченных вызвана, помимо прочего, тем, что с одной стороны, тяжелораненые часто умирают до оказания помощи (и потенциальные покалеченные становятся убитыми), а с другой, некачественная медицинская помощь приводит к ампутации в случаях, когда её можно было избежать.
Пентагон проинспектировал распределительные центры Агентства оборонной логистики, где находилось примерно 2 млн единиц запчастей к танкам Abrams, БМП Bradley и БТР Stryker, и обнаружил, что только 8% запчастей хранятся без нарушений, 10% — с незначительными нарушениями, 15% — со значительными нарушениями, а оставшиеся 67% — с критическими нарушениями (по сути, свалены где попало). Стоимость запчастей, хранящихся в крайне плохих условиях, составляет 1,31 млрд долларов. Например, 80 газотурбинных установок для танков Abrams, каждая стоимостью в 1,1 млн долларов (столько в 2021 стоил подержанный танк Т-72), хранились не на складе, а под открытым небом. Кроме того, вскрылось, что персонал логистических центров не был проинструктирован и обучен обслуживанию этой техники.
Мы полагаем, что это можно экстраполировать с запчастей на бронетехнику и склады других родов войск, в т. ч. на поставляемые Украине старые авиационные боеприпасы типа ракет HARM.
Появилась видеозапись с аэродрома в Луганске, однозначно подтверждающая удар кассетными боеприпасами в ночь на 17 октября: видны типичные следы от разрыва суббоеприпасов, сгоревшие остатки, судя по всему, вертолёта, два вертолёта Ка-52 со снятыми лопастями винтов, вертолёт Ми-8, некий самолёт и комплекс ПВО «Панцирь». Однако по данной видеозаписи оценить степень повреждения техники, находящейся поодаль от места съёмки, не представляется возможным.
Волонтёр Oryx Якуб Яновский подсчитал, что в результате ударов по аэродромам в Бердянске и Луганске были уничтожены семь вертолётов Ка-52 и два вертолёта Ми-8, ещё 15 вертолётов (восемь Ка-52 и семь Ми-8) повреждены. Потеря 24 машин кажется в абсолютных цифрах небольшой для России, но как результат одного удара она весьма существенна.
Пророссийский телеграм-канал «Военный осведомитель» опубликовал видеозапись с пульта барражирующего боеприпаса «Ланцет», предположительно оснащённого новой системой наведения с автоматическим захватом цели. Несмотря на то, что любительские БПЛА обладали подобными технологиями ещё несколько лет назад, если это действительно так, то такая модификация способна сделать «Ланцет» более эффективным и разрушительным.