Текстовые сводки
October 6, 2023

Сводка за 4–6 октября 2023 года (до 8:00)

Обстрелы и удары

5 октября российские силы нанесли ракетный удар по кафе-магазину в селе Гроза Купянского района Харьковской области. В здании находилось около 60 человек. На данный момент спасательные работы закончены, известно о 51 погибшем, включая ребёнка, 6 человек получили ранения (при этом 4 человека всё ещё числятся пропавшими без вести — прим. CIT). До трагедии в селе проживало около 300 человек. Это одна из самых кровавых атак с начала полномасштабного вторжения.

В кафе-магазине проходили поминки — погибшего военного, изначально похороненного в Днепре, перезахоранивали в родном селе. В результате удара погибла вся его семья и множество других мирных жителей.

В пророссийских телеграм-каналах распространяется версия, что на поминках присутствовало большое число военных, однако фотографии с места удара это не подтверждают. (По некоторым данным, сын погибшего военного, присутствовавший на поминках, тоже служил в ВСУ, по другим, он уволился по состоянию здоровья — прим. CIT.) Наличие одного или нескольких военных среди более чем 50 погибших совершенно не оправдывает этот удар с военной точки зрения, который, безусловно является военным преступлением.

По данным харьковской полиции, удар был нанесён из комплекса «Искандер-М» — к такому выводу пришли взрывотехники на основе изучения обломков ракеты. Удар разрушил кирпичное здание до основания. Мощность взрыва и удалённость от линии фронта не противоречат версии харьковской полиции. Гроза находится примерно в 40 км от Синьковки, за которую в последнее время идут бои с целью перерезать пути снабжения ВСУ вдоль реки Оскол. При этом с самого начала полномасштабного вторжения Харьковская область постоянно находится под ударами ВС РФ.

Утром 6 октября российские силы нанесли ракетный удар по центру Харькова, в результате которого пострадало 9 мирных жителей (по обновлённым данным Харьковской ОВА, при ударе ракетами «Искандер» погиб ребёнок, число пострадавших возросло до 23 — прим. CIT).

5 октября российские силы сбросили две авиабомбы с УМПК на здание больницы в Бериславе Херсонской области (на правом берегу Днепра). В результате уничтожен четвёртый этаж, ещё один частично обрушился, пострадали два медработника: фельдшер и водитель скорой помощи. Удары по медучреждениям также являются военными преступлениями.

Также 5 октября в результате обстрела Херсона погибло два человека — снаряды попали во двор жилого дома.

Также 5 октября кассетными боеприпасами была обстреляна Горловка Донецкой области. На фотографиях видно множество неразорвавшихся боевых элементов от кассетных снарядов DPICM, в том числе на перроне железнодорожного вокзала «Никитовка». Заявляется о двух погибших и пяти пострадавших. Кроме того, четыре подростка подорвались, пытаясь разобрать такие суббоеприпасы, в результате один из них погиб, а остальные получили ранения.

Владимир Зеленский посетил Испанию (а именно, саммит Европейского политического сообщества) 5 октября. Было объявлено о передаче Украине шести машин ЗРК Hawk (судя по всему, речь идёт о пусковых установках). Также канцлер ФРГ Олаф Шольц сообщил, что Германия поставит Украине ещё один зенитно-ракетный комплекс Patriot.

Во время выступления Путина на форуме «Валдай» 5 октября в комментариях под трансляцией стали массово появляться сообщения с требованиями отпусков от родственников мобилизованных, многие из которых уже почти год находятся на фронте. Ранее власти начали блокировать ресурсы, на которых происходила координация таких обращений к чиновникам, а также собирались подписи под письмами к депутатам (администраторы одного из таких ресурсов попросили участников не писать комментарии к прямым эфирам). А в соцсети «ВКонтакте» начали скрываться посты с хэштегами #вернёмребят, #ротация, #мобилизованнымпорадомой и им подобными.

Путин в своей речи заявил, что уже 335 тысяч человек заключили контракты с Минобороны и ещё 5 тысяч добровольцев подписали краткосрочные контракты (имеются в виду бывшие наёмники группы Вагнера).

Также Путин сообщил, что председатель СК Бастрыкин доложил о результатах проведённой экспертизы по делу о крушении самолёта Пригожина. Следствие пришло к выводу, что внешнего воздействия на самолёт не было, а в телах погибших на борту самолёта обнаружены осколки ручных гранат. Мы полагаем, что гранаты вполне могли взорваться после крушения самолёта во время пожара.

Кроме того, Путин посетовал, что не была проведена экспертиза на наличие алкоголя или наркотических веществ в крови погибших, и напомнил, что при обысках в офисе компании Пригожина «ФСБ обнаружило не только 10 млрд рублей наличными, но и 5 кг кокаина». Таким образом он намекнул, что в крушении виноваты сами «вагнеровцы».

Телеграм-канал Fighterbomber, сильно невзлюбивший группу Вагнера за то, что во время мятежа «вагнеровцы» сбили несколько самолётов и вертолётов, пишет об этом, намекая, что руководство группировки было наркоманами. А «Канал специального назначения» считает, что осколки гранат и белый порошок не следует увязывать в логическую цепочку. В то же время провагнеровский канал Grey Zone заявляет, что в пакетах и вовсе не содержалось наркотических веществ.

Также в своей «валдайской» речи Путин заявил, что в России нет и не было частных военных компаний, поскольку в России нет соответствующего закона, назвав при этом опыт группы Вагнера «корявым». Таким образом он признал, что группировка являлась незаконным вооружённым формированием: владела оружием и принимала участие в боевых действиях, не имея на то никаких законных оснований.

4 октября был опубликован доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, в котором подтверждается шесть внесудебных казней пленных украинских военных. В частности, приводится история двух военнослужащих ВСУ, которые в августе 2022 года в Донецкой области попали в плен к «вооружённой группе, связанной с российской армией» (вероятно, речь идёт о группе Вагнера, которая действовала в том районе). В течение трёх месяцев пленных украинцев принуждали доставлять на позиции российских сил боеприпасы и другое снаряжение по минным полям и под обстрелами, а также заставляли забирать с поля боя раненых бойцов. Один из пленных получил ранение, наступив на противопехотную мину, и был застрелен, а другого казнили за отказ выполнять задания. Не менее пяти украинцев, которые попали в плен и были вынуждены подносить боеприпасы, были ранены.

Кроме того, в этом докладе признаны подлинными видеозаписи с казнью Александра Мациевского, в последний момент перед расстрелом сказавшего «Слава Украине!», и с пленным, которому ножом отрезают голову.

Одной из важных новостей этой недели стала строящаяся железная дорога из Ростовской области в Мариуполь. Она может стать альтернативным маршрутом снабжения группировки российских сил.

Западные аналитики по спутниковым снимкам обнаружили, что значительная часть кораблей и подлодок, базировавшихся в Севастополе, была перемещена в Новороссийск и Феодосию, чтобы уменьшить угрозу от украинских ракет и надводных беспилотников. Как мы уже указывали, такое перебазирование практически не повлияет на возможность запуска ракет с этих кораблей по украинским целям, но, вероятно, затрудняет перехват судов с украинским зерном (несмотря на угрозы, российские корабли не препятствуют недавно возобновившемуся зерновому экспорту по морю).

4 октября ГУР Украины опубликовало видеозапись, на которой украинские спецназовцы стоят где-то на мелководье с украинским флагом в руках и заявляют, что Крым будет украинским или безлюдным. Представитель ГУР Андрей Юсов сообщил, что у этих спецназовцев завязался бой с российскими военными.

ФСБ России заявила о взятии в плен одного из украинцев и опубликовала видео допроса одного из участников ДРГ. На видео мужчина представляется рядовым военной разведки Любасом и сообщает, что целью их группы было водрузить флаг Украины и сказать, что «Главное управление разведки зашло в Крым». 5 октября на берегу Крыма нашли тело военного в гидрокостюме и с магазинами от автомата — судя по всему, он тоже был участником этой ДРГ.

5 октября команда CIT выпустила второй материал о мобилизации, подготовленный совместно с нашими волонтёрами (первая часть была опубликована в июне). В его основу легли результаты года работы над мобилизационным сводкам. Из этого исследования, в частности, лучше становится понятна и сложившаяся к настоящему моменту ситуация на линии фронта.

Так, многие журналисты, описывая положение дел на каком-либо участке фронта, по-прежнему полагают, что украинское наступление там отражает элита ВС РФ — так они называют подразделения ВДВ. Однако эта формулировка потеряла свою актуальность. С самого начала вторжения подразделения ВДВ (также как и морской пехоты) использовались в несвойственной им роли штурмовой пехоты и несли в ходе боёв основные потери. Это в конечном итоге привело к необходимости их спешного пополнения мобилизованными. Но, как нам удалось установить, основным критерием отбора во все войсковые части при мобилизации был географический принцип. Например, мобилизованных из Бурятии отправляли в 5-ю отдельную танковую бригаду (или другие местные части) независимо от того, где и в каком качестве они ранее проходили срочную службу или службу по контракту. Аналогично в Рязанской области мобилизованные направлялись в дислоцированные в регионе части ВДВ, даже если они не подходили по физическим нормативам и ранее не служили десантниками. Более того, подготовка мобилизованных в центрах ВДВ, также как и в обычных частях, чаще всего ограничивалась обучением самым базовым персональным навыкам, а необходимого боевого слаживания на уровне подразделений практически не проводилось. Поэтому на текущий момент, если случайным образом выбрать сто солдат из ВДВ и сто солдат из какого-нибудь мотострелкового полка, разницы в уровне профессиональной подготовки между ними практически не будет. Таким образом, на наш взгляд, называть «элитными» части ВДВ теперь нет никаких оснований — по своему уровню боеготовности они если и отличаются от всех остальных частей российской армии, то крайне незначительно.

Также в рамках подготовки материала мы составили таблицу (и в дальнейшем планируем её пополнять) со всеми известными нам на данный момент воинскими частями, созданными в рамках мобилизации (мы насчитали 123 такие части). На основании собранной в таблице информации можно, к примеру, отследить наиболее вероятный путь перемещения мобилизованного, если известно, в каком регионе он был призван или в каком центре проходил подготовку.