статьи
Yesterday

Итоги года

Для подведения итогов уходящего 2025 года разберём последовательно успехи и неудачи каждой из сторон.

Успехи России

Несмотря на большие потери личного состава, практически полный отказ от использования бронетехники и переход к пехотным атакам, темп продвижения ВС РФ вырос относительно прошлого года примерно в полтора раза. России удаётся поддерживать текущее наступление на протяжении девяти месяцев, с весны 2025 года. Наиболее существенные территориальные приобретения были в самой приоритетной Донецкой области, а также в Запорожской, где оборонительные позиции украинской армии были слабы. Кроме того, был окончательно ликвидирован Курский плацдарм.

Российская армия смогла адаптироваться к украинской тактике, которая подразумевала создание «киллзон» и стен дронов, перейдя к тактике «просачивания» — использования малых штурмовых групп численностью в 2–3 человека. Хотя такая тактика и чревата большими потерями, она позволяет вести наступательные действия, и, как сказано выше, по сравнению с прошлым годом темп продвижений вырос. Отказ от механизированных атак позволил создать резервы бронетехники и применять её в отдельных достаточно редких эпизодах.

ВС РФ существенно усилили свою беспилотную составляющую — как дальнобойную (в последней атаке по Киеву использовалось более 500 «Шахедов»), так и на оперативно-тактическом уровне. Расширилась номенклатура применяемых беспилотников (например, стал массово применяться дешёвый, но способный нести на себе противотанковую мину БПЛА «Молния»), улучшилась тактика их применения, имплементация на поле боя, система подготовки личного состава. Был сформирован новый род войск — Войска беспилотных систем (к ноябрю завершилась их организация, но наполнение ещё продолжается). По данным источников Русской службы Би-би-си, командующим стал бизнесмен и провоенный волонтёр Юрий Ваганов, не имеющий ни военного образования, ни опыта. Мы не думаем, что выделение операторов БПЛА в отдельный род войск приведёт к увеличению производства и поставок дронов в несколько раз, но можно ожидать унификацию опыта, плановые закупки и подготовку операторов.

Вопреки ожиданиям, Минобороны РФ удалось поддерживать стабильный темп набора около 400 тысяч человек в год, что и позволило продолжать интенсивные атаки. В середине декабря глава украинской военной разведки Кирилл Буданов сообщил, что уже было набрано 403 тысячи контрактников, что превысило первоначальный план на 2025 год. В следующем году, по данным украинской разведки, планируется набрать 409 тысяч человек.

При этом мы впервые увидели экономию бюджетных средств — несколько регионов Приволжского федерального округа в конце года значительно уменьшили выплаты за подписание контракта с МО РФ, но уже объявили об их обратном повышении с января 2026 года.

Неудачи России

К военным неудачам России стоит отнести низкий темп продвижения. Все успехи были только на тактическом, локальном уровне, не произошло ни одного масштабного прорыва. Имея значительное преимущество практически во всём, ВС РФ не в состоянии его должным образом реализовать. Наступление ведётся неэффективно, а продвижения сопряжены с огромными потерями. Вероятно, в этом году число погибших превысит 100 тысяч российских солдат, более точно можно будет оценить в середине 2026 года.

Неэффективной является и воздушная кампания России. Несмотря на большое количество применяемых дронов и ракет, Украине не был нанесён критический ущерб, который привёл бы к изменению политической обстановки. Продолжительные отключения света происходят только на уровне отдельных районов, они не влияют на производство оружия или логистику ВСУ. Мы связываем это с крайне низким профессиональным уровнем российской разведки. Имея огромное количество ударных средств, армия России не способна создать актуальный и сопоставимый по масштабу банк целей. Поэтому такое дефицитное оружие как ракеты «Искандер», применяются по зерновозам, которые якобы перевозят беспилотники, по ресторанам, где якобы сидят генералы НАТО, и по детским садам, где якобы собирают средства для ВСУ.

Успехи Украины

Украинские силы осуществили несколько успешных локальных контрнаступательных операций: ликвидация Добропольского прорыва, деблокада и практически зачистка Купянска, а также блокирование продвижения армии России в Сумской области.

Также ВСУ смогли сохранить связность оборонительной линии в течение всего года и, как мы уже указали выше, не допустить «развала» обороны на оперативно-стратегическом уровне и масштабных российских прорывов. Кризисы происходят только на тактическом уровне на отдельных участках фронта вроде Гуляйполя или Северска.

Как и Россия, Украина наращивает потенциал своего дальнобойного вооружения как по объёму выпуска, так и по разнообразию дронов и безэкипажных катеров. Мы не можем пока оценить, насколько успешны новые ракетные разработки: FP-5 «Фламинго», «Нептун» и «Сапсан», поскольку пиара пока что больше, чем ущерба военным объектам России. Однако благодаря возросшим ударным возможностям проводится довольно успешная кампания по поражению объектов нефтепереработки и танкеров теневого флота России.

Неудачи Украины

Основная причина негативной динамики на фронте — нехватка личного состава в ВСУ. Текущий набор по мобилизации не позволяет наладить стабильное пополнение, а проблема массового дезертирства скорее усугубляется. Невозможность остановить российское продвижение негативно влияет на восприятие позиции Украины американской администрацией.

Применение тактики «ни шагу назад» приводит к ненужным потерям в личном составе и технике. В Курской области было потеряно колоссальное для ВСУ количество техники, потери в личном составе тоже оказались крайне высоки — несколько лучших бригад надолго потеряли боеспособность, но плацдарм все равно пришлось оставить. Есть множество аналогичных примеров меньшего масштаба, например, происходящее сейчас в Мирнограде. Это негативно сказывается как на боевом духе солдат, так и на желании украинцев идти в ВСУ.

Переход ВСУ на корпусную систему, несмотря на разумную идею, не принёс ожидаемого результата и оказался скорее номинальным. Продолжается практика дробления бригад и использования подразделений одной воинской части на разных участках фронта, что дополнительно усложняет управление. Кроме того, наблюдаются проблемы с наличием корпусных средств усиления (артиллерия, БПЛА и пр.), их пытаются создать расширением рот и батальонов, но процесс идёт медленно.

По-прежнему не удаётся решить проблему с ПВО, а российские возможности дальнобойных атак только увеличиваются. Это приводит к проблемам в энергетике и долговременным, хоть и локальным, отключениям электроснабжения — к концу декабря миллионы людей остаются без света, а иногда и тепла на несколько дней. При этом отметим, что в российских воздушных атаках действительно применяется огромное количество одновременно запускаемых беспилотников и ракет, которое поставило бы в трудное положение любую армию мира, даже американскую.

Поддержите команду CIT на нашем сайте или через «Патреон».